Поэт и драматург Виктор Гусев в 1935 году написал принесшую ему шумный успех пьесу "Слава". Она поднимала острые проблемы новой социалистической морали, долга и героизма, а поэтому обошла почти все театры и самодеятельные коллективы страны. После развенчания культа личности Сталина о пьесе забыли. Вторую жизнь ей подарил Константин Богомолов, поставивший спектакль в питерском БДТ. И грянул скандал.
Критики были единодушны во мнении, что постановка заслуживает главной театральной премии России – «Золотой маски». Но ее экспертный совет в номинации Богомолову отказал – мол, спектакль рассматривается как идеологически вредный и манипулятивный.
Председатель экспертного совета фестиваля «Золотая маска» Дина Годер пояснила: «В этом спектакле прекрасная актриса Нина Усатова говорит: «Ну, а что? Сталин – сын трудового народа, а я его дочь», и зал аплодирует в этот момент. Если мы будем так же к этому прямо относиться, то, значит, мы ну, как бы, совсем с чувством вне этики».
Грянул скандал. Константин Богомолов молчать не стал. «Мне не привыкать к предвзятости или идеологическому давлению, – заверил муж Ксении Собчак. – Дело в принципе и взгляде на то, чем должна быть Национальная премия. Само обвинение в пропаганде сталинизма этим спектаклем считаю глупостью. Но важнее иное. Когда Национальная премия берет на себя функции этического комитета и проповедует, каким должно быть искусство, соответствует ли оно политическому моменту, правильно ли воспитывает зрителя – она, Национальная премия, перестает быть беспристрастным собирателем и пропагандистом эстетических ценностей, а заявляет себя как советский худсовет или маккартисткий орган».
Напомним, «Слава» с триумфом была показана в Москве и Прибалтике в этом году. Поэтому ее отсутствие на «Золотой маске» выглядит как минимум странно и нелепо.