Сегодня очень много говорится о том, что Кольское Заполярье должно вернуть себе былую славу рыбной столицы, вот только результат, увы, нулевой. Если обратиться к прилавкам местных магазинов, то сегодня ценник на ту же треску или пикшу сродни столичному, а в большинстве крупных торговых сетей существенно выше.
Заведующий отделом морской деятельности в Арктике института экономических проблем КНЦ РАН Анатолий Васильев:
— Как говорят дешевая рыба – всегда была в Мурманске. Если посетить некоторые магазины, то можно найти рыбу по разной цене. Так было всегда. И сейчас, к примеру, если зайти в магазины, то мы увидим, что розничная цена на треску у них 370-380 рублей. Но если зайти в магазинчики поменьше, например «Крылечко», то там очень часто бывает рыба дешевле в два раза. Но какого она качества, это уже вопрос. Или она замороженная, или свежая с судов. Надо сказать, что и к свежей рыбе у нас многие относятся по-разному. Но это, наверное, правильно, потому что срок ее хранения регламентирован. Она хранится во льду не более 5-ти суток в зимний период, а летом еще меньше. Какова ее свежесть, с учетом того, что ее надо привезти, выгрузить, не всегда сразу получается. И дальше транспортировать ее в магазины, а потом продать. Получается что качество этой рыбы под большим вопросом. В этом году в Мурманской области при активной поддержке губернатора Андрея Чибиса стартовал проект «Дешевая рыба». В определенные дни, на специально отведенных прилавках появляется действительно недорогая треска, пикша, палтус. Но только это такой мизер, что все «сметается» в считанные часы.
Заведующий отделом морской деятельности в Арктике института экономических проблем КНЦ РАН Анатолий Васильев:
— Проект предвыборный, я считаю. До этого у нас был магазин дешевой рыбы у порта, он продавал рыбу по низкой цене, даже ниже чем сейчас в рамках программы «Дешевая рыба». Но проект договорной с рыбаками, неизвестно, каковы преференции для промысловиков, или они, как говорится по доброй воле. Вся эта рыба расходится по каким-то окраинам города, нет доступных и удобных точек продаж. Рыбаки скажут, а чего это мы должны продавать дешевле? Каков будет ответ? Здесь нужно, конечно, государственное решение. Да и сами жители Мурманска не совсем радужно оценивают губернаторский проект.
Анатолий (г. Мурманск): — Выглядит как подачка. Бросили кость голодной собаке, вроде как пусть радуется. А на самом деле, сколько я не ходил за так, называемой дешевой рыбы, дешевизны то и не заметил. Все скупается моментом, уже через час после открытия на прилавке остаются дорогущие палтус или форель. А толпиться в очередях, извините, я свое уже отстоял во времена СССР.
Так какова же стоимость действительно «дешевой рыбы»? По оценкам специалистов, в среднем это на 20-30 процентов ниже от существующей стоимости. Совсем недавно президент России сообщил о росте заработной плате, но отметил, что реальные доходы остаются на прежнем уровне. В Мурманской области, несмотря на северные условия, реальные доходы – 550 долларов в месяц на душу населения.
— Наша рыба, кроме Китая, сейчас туда поставки сократились, поставляется в основном в Европейские страны. Ну а в Европе доходы, я уже называл некоторые цифры, в основном в 4-9 раз выше наших доходов. Собственно по этому критерию и определяются цены на рыбу. Наша рыба продается по мировым ценам. Оптовая цена — 280 рублей за килограмм, и 100 рублей наварят магазины. И это при разнице в доходах в 4-9 раз. По статистической отчетности рыбаков, в Мурманской области оседает порядка 100 тысяч тонн рыбы в год, ежемесячное потребление на душу населения — составляет около двух килограммов. Цифры явно завышены. Об это говорят и сами северяне.
Надежда Макарова (г. Мурманск): — Вы знаете, с таким ценником, я не могу себе позволить ежедневно покупать рыбу. Возможно, раз в две недели я ее куплю. Не больше. Просто не по карману. И в байки про дешевую рыбу я, честно говоря, не верю. Просто живу здесь давно и рыбы по приемлемой цене тоже давно не вижу.
По данным Росрыболовства в целом по России с начала этого года поставки охлажденной сократились на 13 процентов до уровня 22,7 тысяч тонн. Это тоже не способствует снижению цен.
Заведующий отделом морской деятельности в Арктике института экономических проблем КНЦ РАН Анатолий Васильев:
— Прибрежному флоту, а это все от этого идет, каждый год, кроме определенной квоты в 13 тысяч тонн трески, всегда добавлялись объемы на научные цели, которые проводились, или для третьих стран определялись. И это происходило, как правило, во второй половине года. Но, видимо, в этом году уже ничего не добавят. Поэтому я считаю, что это основная причина, что рыба стала уходить.
Сообщение Почему мурманская треска «не плывет» к родным берегам? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .