Объявление, которое транслировалось на радио Лос-Анджелеса летом 1969 года:
«Прямо сейчас PSA-авиакомпания, которая славится своими стюардессами, ищет девушек. Да… девушку, чтобы одеть симпатичную оранжевую мини-форму… девушку, которая улыбается и имеет в виду это… девушку, которая способна флиртовать. Теперь, если вы одиноки, вам 18-26 лет, с шикарной фигурой, имеете диплом средней школы — приходите на собеседование в отдел стюардесс международного аэропорта Лос-Анджелеса во вторник или четверг. СРП является работодателем равных возможностей».
(Равные возможности, за исключением возраста, пола, роста, веса и семейного положения.)
Как изменились времена. Нигде разница в культурном мировоззрении между нашим временем и 1960-ми годами не бросается в глаза так, как в роли стюардессы. Работа в основном была преобразована из «яркой конфеты» в «серьезного профессионала» в течение нескольких коротких лет. Новая концепция полного гендерного равенства сделала «коктейль-официантку в небе» устаревшей и объектом насмешек.
В 1971 году Национальная организация женщин пикетировала в знак протеста против авиакомпаний, называя их «сексистскими и унижающими достоинство женщин» за использование стюардесс в качестве сексуальных объектов. В частности, они сосредоточились на национальных авиакомпаниях с их лозунгом «Fly Me». Теперь протестующие требовали, чтобы в рекламе также были изображены мужчины.
Излишне говорить, что «веселый век путешествий» подходил к концу. До использования сексуальных стюардесс в качестве способа продажи авиабилетов оставалось еще несколько лет, но теперь часы протикали. К середине десятилетия стало ясно, что подобные вещи исчерпали себя.
Например, путешественники на самолетах к середине 1970-х годов были не только мужчины. Женщины и семейные пары с детьми начали занимать значительную часть рынка. Небо больше не было эксклюзивным джентльменским клубом – теперь оно было открыто для всех.
Идея сексуальной стюардессы чертовски близка к научной фантастике. Это может показаться замечательным с точки зрения мужчины. В книге «Сексуальные объекты в небе» есть личный рассказ о восстании стюардесс (1974). Автор Пола Кейн представляет, о чем думает пассажир мужского пола.
«О чем думает эта хорошенькая молодая стюардесса, грациозно идущая по проходу, чтобы дать вам третий бокал? Может быть, она хочет, чтобы вы чувствовали себя хорошо во всем?» — как говорит большая часть рекламы авиакомпаний.
С более смелыми намеками авиакомпании предлагали пассажирам считать щекотание стюардесс главной достопримечательностью авиаперелетов. К началу 1970-х годов приглашения к сексуальным фантазиям стали главной темой самых заметных и инновационных схем маркетинга авиакомпаний. Общая тенденция конца 1960-х и начала 1970-х годов состояла в том, чтобы заменить намеки на то, что сексуальное очарование стюардесс было лишь одним, хотя и важным, внутренним удовольствием от полета на самолете, скромными, но ясными признаками того, что сексуальная провокация была высшим трепетом в воздухе.
По правде говоря, «заводной век путешествий» был, вероятно, только заводным для парней. Или это слишком упрощенно — изображать всех этих женщин беспомощными жертвами? В другом предполагаемом личном кабинете — кофе, чай или я? Это было время сексуального освобождения, не говоря уже о большом веселье.
Жертва или женщина, наслаждающаяся большей частью того, что могла предложить сексуальная революция?
В чем же правда этой истории? Как и большинство вещей в жизни, ничто никогда не бывает черно-белым. Там были девушки, которые наслаждались жизнью, оседлав волну сексуальной революции и наслаждаясь каждой ее минутой. Также были стюардессы, которым было крайне противно грубое обращение со стороны пьяных бизнесменов.
Но даже это все еще слишком черно-белое, слишком упрощенное. Женщина может быть раскрепощенной и сексуально активной, и ее может отпугнуть отвратительный пьяница. На самом деле стюардессу не обязывали делать это с каждым человеком, который просил интимную близость.
Еще одним фактором, который положил конец «сексуальной стюардессе», было то, что многие из этих авиакомпаний просто обанкротились. Они страдали от плохих трудовых отношений, внутрифирменного управления и высокого долгового бремени. Оставшиеся должны были сократить расходы почти на всех уровнях. Таким образом, дни коктейлей, шикарного декора и халстонской униформы стали древней историей. Добавьте к этому беспорядку увеличение числа hi-jacking и аварий, и стало очень очевидно, что авиакомпании больше не могут позволить себе быть милейшими клубами Playboy. Их нужно было воспринимать всерьез.
Но при этом авиакомпании продолжали набирать в стюардессы именно женщин, хотя к удивлению, что они в объявлениях не указали требования к размеру бюста, и обратите внимание, что они продолжают говорить «она». Мужчина-стюардесса вызвал бы всеобщую панику еще в 70-х.
Итак, достаточно сказать о самой работе. Без сомнения, нынешние бортпроводники ничем не похожи на своих коллег 1960-х годов с точки зрения их обязанностей. Конечно, они все еще разливают соду и раздают крендельки, но они также намного больше тренируются с точки зрения безопасности – что-то, за что мы все можем быть благодарны.
Но, прежде чем мы оставим эту тему, мы не можем пренебречь упоминанием о форме. Форма стюардессы сегодня профессиональная и консервативная, противоположность тому, что было несколько десятилетий назад.
Отрывок из газетной статьи 1979 года дает довольно хорошую картину того, насколько важным был весь «вид стюардессы»:
Вы когда-нибудь задумывались, как авиакомпания выбирает свою униформу? В этом процессе может быть гораздо больше, чем вы думаете. «Мы должны спроектировать имидж компании, — говорит Барбара Коллинз, помощник главного бортпроводника, — Мы хотим, чтобы женщина выглядела профессионально и тонко сексуально».
Г-жа Коллинз подчеркнула, что стюардессы PSA никогда не носили брюки и никогда не будут носить их. Юбки женственны и демонстрируют ноги, и для авиакомпании, которая обслуживает большой процент бизнесменов, это фактор, который следует учитывать. «Мы стараемся выбирать кандидатов, которые выделяют наших сопровождающих от всех остальных, и мы хотим, чтобы они выглядели молодыми и привлекательными», — говорит она. В рамках своей подготовки новые бортпроводники посещают класс груминга, а затем отправляются в салон за консультацией по прическам и макияжу.
В 1969 году PSA решила открыть глаза калифорнийцам и авиаиндустрии, представив незабываемые розовые и оранжевые мини-юбки, которые носили с соответствующими брюками и ботинками midcalf. А для полного эффекта стюардессы должны были наносить оранжевую помаду hula, накладные ресницы и подводку для глаз.
В 1974 году настало время перемен. Только на этот раз потребовался более консервативный подход. Короткие юбки убрали, что было большим разочарованием для многих путешественников мужского пола, но можно было оставить разрез на юбке или две растегнутые пуговицы на джемпере.
Это было в 1979 году. Времена, конечно, изменились.
Итак, что же мы узнали? Наверное, ничего, кроме – «все было по-другому». В конце концов, так оно и было, и хотя некоторые авиакомпании, такие как Virgin Atlantic, пытались сохранить пламя живым, те дни прошли. Пролить слезу в те дни можно было бы рассматривать как фантазию женоненавистника.
Тем не менее, есть много мужчин, которые говорят: «Будь проклята политкорректность. Дымящихся горячих коктейльных официанток неба нам действительно не хватает».
Сообщение Коктейль-официантка в небе: взгляд на стюардесс 1960-х-70-х годов появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .