Ни для кого не новость, что вологодская скорая помощь уже порядка шести лет работает на арендованных автомобилях. Своего автопарка станции СМП лишились в 2013 году, когда наша область — одной из первых в стране — присоединилась к реформе системы скорой помощи.
Реформирование началось с благими целями — разгрузить «скорую» от содержания автомобилей, привлечь частные инвестиции и с их помощью кардинально обновить автопарки. Делов в том, что дефицит карет «скорых» по стране тогда оценивался в семь тысяч единиц, и их покупка обошлась бы в 15 миллиардов рублей. Поэтому в Минздраве решили справиться с проблемой с помощью аутсорсинга — отдать автопарки «скорых» на откуп частникам.
Идею предложило федеральное «Агентство инвестиций в социальную сферу». А вскоре на свет появилось ООО «Эффективная система здравоохранения». Владельцем этой фирмы стал Данил Барышников — сын Владислава Барышникова, одного из учредителей АИСС, а также члена правления «Газпром нефти». Именно эта компания и стала одним из главных операторов автомобилей скорой помощи, взяв на себя предоставление машин на выезды, зарплату водителей и механиков, покупку ГСМ, оплату коммунальных услуг за гаражи, амортизацию и приобретение новых автомобилей.
Вологодская область к программе АИСС присоединилась в 2013 году. На первом этапе на аутсорсинг перешли станции скорой помощи Вологды и Череповца. Вскоре были заключены и контракты с ЭСЗ. А в 2014 году власти отчитались о получении 40 новеньких машин «скорой» и объявили, что автопарк «скорых» в регионе обновлен на треть. Затем область получила еще 40 автомобилей для ССМП Вологды и Череповца.
Конечно, в правительственных СМИ особо не афишировали, что принадлежать эти машины будут не «скорой помощи» и даже не региону, а сторонней компании. Но это логично — чем меньше у населения вопросов, тем крепче всем спится. Да и главное, в конце концов, чтобы «скорая» ездила, на вызовы успевала да людей спасала. Отдадим должное и ЭСЗ — ведь новые автомобили все же появились.
О выгоде твердили и в руководстве «скорых».
«Оператор предоставляет услугу на наших условиях. То есть новый, полностью оборудованный автомобиль. Удобство этой системы работы заключается в том, что нам не нужно было думать ни о чем. Нам просто по требованию предоставляется чистый, технически исправный автомобиль с водителем», – говорил, в частности, главврач ВССМП Юрий Маркевич.
Однако на этом хорошие новости и закончились.
Аутсорсинг aut nihil
На втором этапе, по задумке АИСС, под крыло «Эффективной системы здравоохранения» должны были перейти и автопарки районных больниц. В некоторых районах так и случилось. На аутсорсинг в 2015 году перешли Сокольская, Шекснинская, Грязовецкая, Тотемская, Кирилловская, Кадуйская и Вологодская ЦРБ.
Однако спустя время главврачи этих больниц начали говорить о невыгодности сделки. По их мнению, за те деньги, которые уже потрачены на аренду, они сами могли бы каждый год покупать машины скорой помощи. Позицию коллег поддержала и председатель областного профсоюза работников здравоохранения Татьяна Быкова.
Платить и в самом деле приходилось (и приходится) немало. Только райбольницы за несколько лет потратили на аутсорсинг в общей сложности порядка 300 млн рублей. В частности, Сокольская ЦРБ в 2015 и 2017 годах заключила с ЭСЗ два контракта на 46 и 24 млн рублей соответственно. У Шекснинской ЦРБ также пока что два контракта — на 33 и 17,9 млн рублей. Но это еще совсем немного.
Вологодская ССМП им. Турупанова и Череповецкая ССМП на данный момент заключили с компанией уже по 4 контракта каждая — на 660 и 751 млн рублей соответственно. Общая же сумма контрактов медучреждений области с ЭСЗ за несколько лет (с учетом недавно заключенных) перевалила за 1,7 млрд рублей.
При этом, судя по сообщениям СМИ, в 2019 году стоимость одного санитарного автомобиля марки УАЗ составляла всего 700 тысяч рублей. А полностью оборудованная «Газель» или «Соболь» обошлась бы максимум в 2,5 млн рублей. Так сколько новеньких карет «скорой» уже можно было бы приобрести на отданные за аренду деньги?!
Получающиеся цифры смутили, видимо, даже чиновников областного департамента здравоохранения и в конце 2018 года там прошло совещание по вопросу продолжения работы с ЭСЗ. Однако, судя по тому, что ССМП Вологды и Череповца заключили новые контракты с коммерсантами до 2021 года, вопрос был снят. Чья воля стояла за этим решением — чиновников или самих «скорых» — пока неизвестно.
На продолжение сотрудничества с частниками, впрочем, пошли не все. Так, от услуг ЭСЗ решительно отказались в Кирилловской райбольнице (там на аутсорсинг за пару лет потратили около 20 млн рублей). Шаг достаточно смелый, поскольку такие «отказники» сразу же попадают в патовую ситуацию: с одной стороны, тянущая жилы аренда, с другой — нехватка денег на покупку своих автомобилей.
Добавим, кстати, что среди заказчиков услуг компании не только Вологодская область. У коммерсантов есть или были контракты с медучреждениями Калмыкии, Чувашии, Марий Эл, Архангельской, Кировской, Ленинградской и Свердловской областей. И общая сумма, которую ЭСЗ к настоящему моменту заработала на сдаче в аренду спецавтомобилей, составляет уже порядка 5 млрд рублей.
***
Главным преимуществом аутсорсинга изначально заявлялось постоянное обновление автопарка и поддержание его в надлежащем состоянии. В частности, в контрактах станций СМП и ЭСЗ прописан максимальный возраст машин — не более 5 лет. Однако выдерживается ли это условие?
Свидетельства очевидцев и сотрудников «скорой» говорят об обратном. Так, например, о целом ворохе проблем заявил бывший начальник гаража Череповецкой СМП Николай Черняев. Во-первых, по его словам, после реформы добровольно-принудительно были уволены водители и весь штат ИТР.
«Было предложено написать заявления по добровольному переходу в новую организацию — «ЭСЗ». Автоматически весь водительский состав утратил льготный стаж в системе здравоохранения», — писал мужчина в комментариях к очередной новости об «Эффективной системе здравоохранения» в апреле этого года.
Во-вторых, Николай Черняев говорит о том, что в результате нововведений была ликвидирована налаженная система ремонта и обслуживания автомобилей:
«Теперь ремонт машин выполняется коммерческими автосервисами и соответственно по рыночным ценам. Надежные и проверенные поставщики запчастей, шин, эксплуатационных жидкостей практически перестали работать с новой структурой, т.к. идет постоянная задержка оплаты. Долги по всему городу. В результате, если раньше основной претензией медперсонала и клиентов было состояние кузовов автомашин, то сейчас автомобили могут эксплуатироваться с «лысой» резиной, с плохими тормозами и подвеской, с битыми лобовыми стеклами, что было немыслимо в былые времена. Первая партия машин из «ЭСЗ» была получена за год до образования автопредприятия. В договоре был один из основных пунктов, что автомобили будут меняться каждые 3 года эксплуатации. В результате договор был изменен и спустя уже пять лет эти машины до сих пор в строю. Учитывая, что средний годовой пробег автомобиля составляет 80 тыс. км (в районе до 100 тыс.) эти машины уже «набегали» 400-600 тыс. км. И где тут безопасная эксплуатация?!»
Косвенно слова экс-начальника гаража Череповецкой ССМП подтверждает и недавнее судебное разбирательство Вологодской станции скорой помощи с ЭСЗ.
Суд в глаза
Как следует из материалов суда, дело касалось главного пункта договора — предоставления качественных спецавтомобилей. По мнению истца, коммерсанты в январе 2019 года вывели на работу те же самые машины, что и в 2013 году. При этом по контракту машины не должны быть старше 5-ти лет. Обвинение ответчик оспаривать не стал, да это было и нереально. Однако в ответ заявил, что уже в феврале 2019 года «скорой» были предоставлены новые (хотя, точнее следует сказать «более новые») автомобили.
Еще одной претензией врачей было, что некоторые водители ЭСЗ работали круглосуточно, хотя продолжительность ежедневной смены водителя «скорой» может составлять максимум 12 часов. В качестве компенсации скорая помощь запросила 137 млн рублей.
Суд с доводами истца согласился, однако посчитал, что запрашиваемый размер компенсации явно превышает возможный ущерб и потому уменьшил ее размер в 10 раз. В итоге ЭСЗ отделался 137 тысячами рублей.
Кстати, ситуацией заинтересовалась и Контрольно-счетная палата области, которая в марте 2019 года проверяла эффективность использования бюджетных средств на вологодской скорой помощи и в Тотемской ЦРБ. Сотрудники КСП выявили нарушения и недостатки «по вопросам укомплектованности выездных бригад скорой помощи медперсоналом, обеспеченности их автомобильным транспортом и соблюдения ими времени доезда до больного». Как следует из следующего сообщения Палаты, оба медучреждения направили претензии к ЭСЗ и назначили ответственных, которые должны следить за сроками эксплуатации автомобилей и условиями работы бригад «скорой».
***
Этот суд у «Эффективной системы здравоохранения» далеко не единственный. Поведение ЭСЗ вообще вызывает вопросы. Получая огромные прибыли, компания отчего-то постоянно накапливает долги и ведет бесконечные судебные войны со всеми своими контрагентами. И в первую очередь — со станциями скорой помощи.
Дело в том, что для размещения автомобилей ЭСЗ арендует гаражные боксы у самих же СМП и больниц; их врачи проводят и осмотры водителей перед выходом на смену. Насчет этого между компанией и медучреждениями заключаются отдельные договоры с четко прописанными суммами. Этими-то договорами ЭСЗ и пренебрегает — просто не платит по счетам. Разбирательства неизбежно заканчиваются исками и судами, которые медучреждения так же неизбежно выигрывают.
Так, например, ЭСЗ в конце 2016 года взяла в аренду у вологодской «скорой» помещения под автомобили. Размер арендной платы по договору составил 89,7 тысяч рублей в месяц (включая «коммуналку»: вывоз мусора, отопление, свет и воду). Однако за январь-март, май-июнь и август-декабрь 2018 года компания не платила и задолжала почти 900 тысяч рублей. Суд же постановил взыскать с ЭСЗ в пользу «скорой» 1,1 млн рублей (включая неустойку и расходы на госпошлину).
А 4 октября 2017 года суд взыскал с ЭСЗ в пользу вологодской «скорой» 673 тысячи рублей долга и пени за неоплату предрейсового и послерейсового медосмотра водителей.
В целом Череповецкая и Вологодская станции скорой помощи за последние три года судились с коммерсантами аж 15(!) раз. Всего же ЭСЗ была ответчиком в 83 из 83 судов, в которых участвовала. Плюс по пяти искам дела идут в настоящий момент.
Свои деньги медучреждения, в конечном счете, получают, хоть и с большой задержкой. Однако в чем вообще смысл такой «политики» со стороны ЭСЗ — не очень понятно.
***
На данный момент новые контракты с ЭСЗ на 2020 и 2021 годы в регионе заключили лишь Вологодская и Череповецкая станции скорой помощи. Их сумма составила 198,6 и 227 млн рублей соответственно.
Районные больницы от аутсорсинга, видимо, все же было решено освободить. По крайней мере, в конце лета губернатор с особой помпой передал райбольницам 28 новых УАЗов. В частности, машины получили Вологодская, Кирилловская, Тарногская, Устюженская, Грязовецкая и Сокольская ЦРБ. Эти кареты были куплены за областной счет и пойдут, судя по всему, на баланс уже самих медучреждений. По словам главы региона, еще 44 санавтомобиля для районов будет приобретено в ближайшие три года.
Самое же интересное в том, что программа АИСС, судя по всему, панацеей так и не стала. Ибо, по недавнему сообщению Минздрава, в целом по России до сих пор нужно заменить около половины всех «скорых». И на это государству требуется уже около 20 млрд рублей.
Сообщение Вологодская скорая помощь тратит миллионы на «убитые» кареты? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .