Ответ на этот вопрос скрывает главный атрибут Рождества и Нового года – ёлка.
Рождественская ель изначально была символом библейского Дерева Жизни. Она ассоциировалась с возможностью общаться с Богом, которую люди обрели с рождением Христа.
К Библии отсылает и восьмиконечная Вифлеемская звезда, которую принято устанавливать на макушку елки.
Согласно Священному писанию, звезда Вифлеема засияла на небе перед тем, как родился Иисус, и указала волхвам дорогу к месту рождения будущего Спасителя.
Впервые наряжать рождественскую ель начали в 16 веке в европейских домах. По одной из легенд первым, кто принес в свой дом елку, был известный реформатор католической церкви Мартин Лютер.
В Российскую империю обычай украшать ель пришел лишь во второй половине 19 века: сначала в дома петербуржских немцев и царскую семью, затем к рядовым горожанам.
Елки становятся модным трендом после того, как сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» перевели на русский язык. Мода на украшательство рождественской ели укрепилась с постановкой одноименного балета с музыкой П.И. Чайковского. Появились елочные базары, россияне искренне полюбили елку, которая неизменно приносила радость в дом накануне Рождества, стали соревноваться, у кого елка краше.
Генрих Манизер. Елочный торг. 1870-е гг.
Таким образом, елка стала главным символом Рождества и в Российской империи.
В начале 20 века, с установлением советской власти, на рождественскую ель как очевидный христианский символ начались гонения – советскому правительству нужна была другая идеология (вера в светлое будущее и коммунизм, а не в Бога).
После 1927 года Рождество праздновать запретили, день рождения Христа стал рабочим днем. Елка как символ тоже попала под запрет. Против нее развернули настоящую информационную войну.
Комсомольцы ходили по улицам и высматривали запрещенный атрибут в квартирах.
Лишь немногие, придерживающиеся дореволюционных взглядов люди продолжали тайно праздновать Рождество и ставили в своих домах елку, завешивая окна.
В школах вместо привычных елок проводились антирождественские вечера, на которых изобличали церковнослужителей и вели пропаганду против христианской веры. Детей, мечтающих о елке, высмеивали в детских журналах. Новыми идолами стали серп и молот.
Так продолжалось 7 лет, пока в 1935 году советское правительство не решило сделать хитроумную многоходовочку: неожиданно под Новый год решили организовать детям елки, чему истосковавшийся по Рождеству народ был безмерно счастлив. На радостях люди не заметили подмены понятий, ведь это уже была не рождественская елка, а новогодняя – теперь она символизировала не рождение Христа, а наступление нового календарного года, и венчала ее не восьмиконечная звезда Вифлеема, а пятиконечная красная звезда.
Так и повелось с тех пор – самой волшебной ночью в году считать новогоднюю, а не рождественскую.
Сообщение Почему в России отмечают Новый год, а не Рождество появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .