2019-ый год в Кировской области можно по праву назвать годом цифровой трансформации. Именно в этом году в регионе начата масштабная работа по реализации национального проекта «Цифровая экономика», утвержденной президентом России Владимиром Путиным. Стартовали проекты, результатом которых станет внедрение проактивных государственных услуг, также в этом году успешно завершен переход на цифровое эфирное телевидение, получили активное развитие направления по обеспечению связью и интернетом не только жители областного центра и кировской агломерации, но и малых населенных пунктов.
— Юрий Иванович, что лично вы считаете главным достижением министерства в этом году?
– На самом деле, трудно выделить какой-то один проект, поскольку цифровизация сегодня затрагивает абсолютно все сферы жизни. Нельзя сказать, что важнее — то, что мобильная связь пришла в небольшой населенный пункт, где люди, возможно, и не надеялись ее так скоро получить, или то, что подростку из отдаленного района теперь не нужно ехать в Киров, чтобы подать документы на обучение в техникуме или колледже, достаточно просто прийти в центр «Мои документы» своего района. Для родителей малышей наверняка более важным окажется проект, направленный на обеспечение максимальной прозрачности зачисления в детский сад, а для пенсионера — возможность исключить многочисленные походы по инстанциям просто для того, чтобы иметь право льготного проезда в общественном транспорте.
– Действительно, приоритетный проект выбрать непросто. Тогда обо всем по порядку. В этом году Кировская область вошла в число регионов первой волны по реализации проекта «Цифровая инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика». Что скрывается за этими громкими словами и какая работа уже проведена?
– Речь идет о подключении абсолютно всех социально-значимых объектов — это и школы, ФАПы, пожарные части, и отделения «Росгвардии», и органы местного самоуправления Кировской области – к высоскоростному интернету. Проект рассчитан на три года. За этот период доступ к всемирной сети получат 1454 объекта. При этом все затраты на подключение, а это более 1 млрд. рублей, несет федеральный бюджет. В 2019 году в рамках I этапа реализации проекта уже подключены 379 социально-значимых объектов Кировской области. Курирует работу министерства в данном направлении вице-губернатор Андрей Плитко.
— От министерства информационных технологий традиционно ожидают прорывных решений и в сфере этих самых технологий.
– И у нас они точно есть. В октябре этого года мы презентовали информационно-справочную систему Кировской области «Иду в детский сад», разработка которой была начата по инициативе губернатора Игоря Васильева после встреч с активом комитета по защите прав матерей Кировской области. На первом этапе создания ИС «Иду в детский сад» реализована задача по обеспечению формирования данных о количестве детей в разрезе возрастных групп, нуждающихся в услугах дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования «Город Киров». На платформе «Иду в детский сад» любой пользователь может найти полную информацию о дошкольных учреждениях областного центра, доступных маршрутах и документах, необходимых для зачисления, для разных категорий граждан. В личном кабинете, доступ в который реализован с помощью авторизации в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), можно также отследить положение в очереди в дошкольные учреждения своего ребенка.
Впоследствии ИС «Иду в детский сад» из информационно-справочной должна стать учетной. При этом первоисточником сведений станет база данных ЗАГС, что позволит исключить человеческий фактор в распределении мест, сделав историю полностью понятной и прозрачной.
Важно отметить, что в перспективе система будет использована для перехода к предоставлению услуги «Постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в проактивном режиме, с автоматическим уведомлением родителей о постановке ребенка на учет для зачисления в дошкольную образовательную организацию.
– «Иду в детский сад» только планирует стать «проактивной». Но, насколько нам известно, в настоящее время вы уже приступили к тестированию другого «умного» сервиса.
– Все верно. Речь идет о сервисе «Умный проезд», благодаря которому граждане, имеющие право на льготу при оплате проезда в общественном транспорте, смогут получать ее и при оплате банковской картой. Сегодня для реализации своего права гражданину необходимо пойти в органы соцзащиты или центр «Мои документы», получить одну справку, подтверждающую льготу, снова пойти и получить транспортную карту желтого цвета, пополнить ее и только тогда воспользоваться своим правом льготного проезда. Сервис «умный проезд» эту цепочку значительно упрощает. Гражданину нужно будет один раз прийти в МФЦ для регистрации на региональной платформе умных услуг и начинать ездить в общественном транспорте по своей обычной банковской карте, а списываться будет сумма, соответствующая его льготной категории. Для внедрения и технической реализации механизма оплаты льготного проезда по банковской карте, помимо разработки соответствующего регионального сервиса, потребовалась доработка банковских информационных систем (разработка проекта ведется с ПАО Сбербанк) в целях обеспечения возможности информационного обмена данными, позволяющими провести дальнейшую идентификацию пассажира в государственных информационных системах и определить его льготный статус. Данная технология в настоящее время не имеет аналогов в стране.
– Звучит довольно непросто.
– Согласен, но это технология процесса. На практике же гражданин, после регистрации на региональной платформе умных услуг, для оплаты проезда просто приложит свою банковскую карту к валидатору автобуса или троллейбуса и в течение нескольких секунд с него будет списана сумма, соответствующая размеру его льготы, если таковая имеется. Важно отметить, что сервис «Умный проезд» дополнит имеющиеся варианты оплаты, при этом право ездить по транспортной карте или за наличный расчет никто не отменяет. — Отлично. Будем ждать, поскольку сервис уникален для нашей страны, и интересно, как он «приживется». Кстати, это не единственный уникальный сервис, разработанный в Кировской области, верно? В июне кировский МФЦ запустил принципиально новую для России услугу.
— Да, и это тоже наша гордость. Если раньше абитуриенту приходилось лично ехать и подавать документы во все учебные заведения, в которые он планирует поступить, а затем — еще раз тратиться на то, чтобы довезти оригиналы в выбранный колледж или техникум, то сегодня все это можно сделать через центры «Мои Документы». Как показала статистика, 81% принятых заявлений экстерриториальны, то есть абитуриенты подавали заявления не в месте фактического нахождения учебного заведения. Востребованность услуги также достаточно высока, так что в следующем году она будет действовать непосредственно с начала приемной кампании. В планах также через МФЦ организовать прием документов в вузы, но пока сделать это не позволяет федеральное законодательство.
— Юрий Иванович, интересных реализованных проектов по всем направлениям очень много. Остается один вопрос: как Вам все это удается?
— Конечно, ни один проект не состоялся, если бы не слаженная работа цифровой команды — специалистов нашего министерства и двух подведомственных учреждений КОГАУ «МФЦ» и КОГБУ «ЦСРИРиСУ». Именно высокий профессионализм наших сотрудников позволяет решать самые амбициозные задачи. Конечно, очень важна и поддержка наших проектов губернатором Кировской области Игорем Васильевым, который отлично разбирается в теме и способен оценить перспективы тех или иных ИТ-инициатив. Уверен, что в следующем году результаты работы Цифровой команды будут еще более яркими и впечатляющими, и каждый кировчанин оценит преимущества цифровизации.
Сообщение Развитие связи и «умных» сервисов станет ключом к проактивному предоставлению услуг появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .