Школа – это яркая пора дружбы, первой любви, творчества и впечатлений. С другой стороны – это попытка смоделировать взрослую жизнь, это твой самый главный экзамен перед внедрением в полноценное общество. Так сколько ты вынужден вариться в образовательном котле? Минимум 9 лет. А лучше все 11. Так чему тебя учат на протяжении нескольких лет?
Контроль. В школе ты привыкаешь к роли ведомого. Выстроена четкая иерархия, где ты, с самого первого класса, на нижней ступени. Ну а если ты не захочешь делать, что тебе говорят – будет хуже. Ну чем не взрослая жизнь?
Трата времени. Мало того, что сам процесс обучения занимает драгоценное время, так ты еще и вынужден сидеть дома и делать что-то во имя будущих уроков. Нередко человек тратит всю свою юность только на обучение и становится «супершкольником». И это далеко не комплимент.
Рейтинги. Журнал – это пересчет людей, присваивание им определенных ярлыков и выстраивание в алфавитном порядке. Например, фамилия «Яковлев», как правило, находится последней в списке – и ведь есть такие люди, у которых установка о том, что он последний, крайний, ненужный, остается в голове на многие годы. Это, конечно, банальный пример, но множество проблем появляется благодаря таким ритуалам упорядочивания и градации.
Социальный статус. Это твоя репутация в классе. Здесь все понятно, либо ты серый, либо яркий. Отношение к тебе других людей в той или иной степени влияет на твое психическое состояние. Поэтому некоторые люди оказываются пережеваны и сломлены системой школьного оценивания и ученической успешности.
Примитивная система оценивания. Самый привычный элемент контроля, абсолютное заблуждение высших школьных сил. Процесс получения и усвоение знаний отходит на второй план – главное хорошо зарекомендовать себя перед одноклассниками, учителями и родителями. Такая модель поведения, которая заключается в выполнении действий ради похвалы и одобрения, превращает жизнь человека в вечное ожидание. Делает его зависимым от отношений общества к нему самому и к результату его деятельности. Хитрая система, которая идеально работает после школы на протяжении N-ного количества лет в покорной человеческой жизни.
Случайные связи. В классе тебе приходится выбирать друзей из того, кто там учится. Есть, конечно, другие классы, но первичен всегда твой. В абсолютно случайной группе тебе приходится выбирать общение с теми, кто тебе более приятен. Иногда таких в классе просто не находится. Иногда и во всей параллели таких днем с огнем не сыщешь. Ну что ж, выбирай из того, кто есть. Привыкай. Ты же на работу не с другом пойдешь?
Отождествление с целым. Класс – это человеческий коктейль. К тому же, почему-то всеми работниками школы и остальными он воспринимается как единое целое. Например, ты из 7 Б. И тебя ругают: «Плохой ты! Плохой 7 Б». Если так подумать, что это что-то из области фантастики. «Посмотри, этот негодяй залил полный бак! Ну и дрянь же этот бензин!». Тебя все время отождествляют со случайно собранным обществом и пытаются вызвать чувство стыда за то, что ты это общество позоришь. Или наоборот. Иногда возникают рейтинги между классами. Потом между школами. И ты считаешь себя плохим, потому что твоя школа признается остальными как сомнительное заведение на краю города.
Сжатое пространство и теснота. Любому молодому организму достаточно тяжело постоянно находиться в четырех стенах. А если к нему добавить таких же страдальцев в количестве более 20… Человек с первых осознанных лет своей жизни привыкает к замкнутости и плотности, к громким звукам и к условиям уступания. Сидишь ты на уроке и смотришь в окно. Вот за окном пространство открыто, там кипит жизнь и город ждет тебя. Но учитель прерывает твои мечтания, и приказывает смотреть в учебник, там же Иван Грозный сына убил. Очень интересно.
Бесконечный тест. Вся твоя подростковая жизнь – это всего лишь подготовка к нескольким экзаменам. Они – самое важное в твоей тесной вселенной. И не дай бог ты плохо напишешь финальные предметные тесты – будешь побираться на улице и с бомжами жарить спирт. Примерно так учителя пугают тебя на протяжении нескольких лет, начиная где-то с седьмого класса. Трясись от страха вместе с родителями. Отсюда и нервные срывы, постоянные стрессы, обмороки и чувство нависшего над тобой процесса. Жди и бойся.
И самое главное! Все школьное обучение тебя учат тому, что Я – последняя буква в алфавите. А – активировать внимание. Б – быть покорным. В – выучить и зазубрить. Г – гордиться своей страной и так далее. Все твои личные стремления и мотивы никому не интересны. Потому что они последние. Они под 33 пунктом, в букве Я. Безусловно, сейчас у нас новые стандарты и якобы индивидуальный подход, но все это лишь удачный способ замаскировать вражескую к отдельной личности и к настоящему обучению систему образования. Привыкай к вторичности, говорят тебе. Внешний мир важнее внутреннего. И все соглашаются.
Школа похожа на жизнь после нее. Начальники, помещения, случайные друзья на работе, результаты, рейтинги и все тому подобное. Тебе говорят, что делать, и ты делаешь. Бывают у нас в образовании и исключения – это экспериментальные школы, гениальные учителя и выдающиеся ученики. Они и размыкают круг обязательного образования и становится чем-то большим, чем «школа», «ученик» и «учитель». Школьные знания едва ли помогают в профессиях, в жизни, в духовном развитии. Они дают только общие знания для базовой эрудированности, только и всего. Однако, в последнее время школьники (то есть подростки) устраивают в своих учебных заведениях перестрелки, убивают себя и совершают страшные преступления. Это ли не повод обратить внимание прежде всего на систему образования и понять, что ее, как минимум, нужно пересмотреть. Ее не нужно ненавидеть, а лишь понять. А где понимание – там изменения.
Сообщение Чему на самом деле учат в школе? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .