Не будет удивительным, если какой-нибудь дагестанец скажет, что слово «дОрого» произошло от слова «дорОга». Были времена, когда в республике делали небольшой участок пути, и о нем могли знать в самых отдаленных районах и селах республики. Потому что чиновники это преподносили как нечто необычное, масштабное и чудесное. Каждый простой житель региона мог рассказать об этом детально. Обычно, конечно, все рассказы начинались с неимоверных сумм, которые тратились на это властями. Вот оттуда дагестанцы и думали, что на свете самое дорогое – это дорога, а те, кто их делают – «чудотворцы». Лишь сами слуги народа знали, куда на самом деле уходили финансы.
И вот сказке конец – к власти пришли какие-то «разрушители мифов». Безжалостно эти люди начали стирать в сознании каждого жителя солнечного края уже закоренелое мнение о космической стоимости каждого метра дорожного полотна и длительности сроков его строительства.
Что мы имеем…?
Участок федеральной автодороги «Кавказ» на южном въезде в город Махачкала (с 827 до 841 км) долгое время оставался самым опасным. Дорога двухполосная, что и становилось причиной массовых ДТП с многочисленными жертвами. Теперь этот путь соответствует параметрам I категории с организацией четырехполосного движения. Для удобства построены транспортная развязка, развороты на разных уровнях. Кроме того, что очень важно, для безопасности животных, имеется скотопрогон. И все это сделано за два года.
Хуже обстояли дела с сетью муниципальных автодорог, которая практически со времен Советского Союза не имела серьезных изменений.
В 2019 году в районах Дагестана появились 149 километров новых межпоселковых и внутригородских дорог – 1 млн квадратных метров асфальта. Это результат сдачи 179 объектов только за 2019 год в рамках национального проекта «Мой Дагестан – моя дорога».
«На ремонт улично-дорожных сетей муниципальных образований за ушедший 2019 год был вложен и освоен 771 млн рублей. Это собранный за 2018 год транспортный налог. Примечательно, что впервые за 30 лет на уровне главы региона принято решение о вложении транспортного налога в ремонт и строительство дорог.
И когда люди после сдачи каждого объекта благодарят дорожников, а некоторые их обнимают (это обычно взрослые бабушки, матери), мы поясняем, что дорога построена за их же деньги, которые приходят в казну республики в качестве налога. Тем самым мы показываем, какова отдача налоговых сборов», – рассказал корреспонденту РИА «SM News» куратор проекта «Мой Дагестан – мои дороги» Мухамед Рашидов.
«Утром деньги – вечером стулья»
Рашидов также пояснил, по какому ныне принципу обновляются муниципальные улицы. По его словам, чтобы избежать утери финансов, подрядные строительные компании, которые выигрывают аукцион, сначала определенный участок дороги прокладывают, а оговоренная ранее сумма поступает на счет исполнителя после проверки технадзором качества строительных работ и их приема.
Отметим, что проект «Мой Дагестан – мои дороги» инициирован главой Дагестана Владимиром Васильевым для организации общественного контроля за его реализацией. Вся информация о проделываемых работах выкладывается на сайт mydagestan.e-dag.ru. Благодаря оснащению каждого выполняемого объекта камерой видеонаблюдения, любой желающий может онлайн наблюдать за ходом его строительства.
Таким образом, в 2019 году около 50 районов и городов Дагестана получили новые межпоселковые и внутригородские улицы. В следующем году благоустроенный вид обретут еще больше улиц, так как собранный в уходящем году транспортный налог позволил заложить на эти цели 1 млрд и 250 млн рублей.
«Проекты-гиганты»
И это не единственный проект по обновлению и строительству дорог в Дагестане. «Дагестанавтодор» ближайшее время планируют прокладку «Аваро-Кахетинской» дороги длиной 83 км, которая войдет в дорожный маршрут «Махачкала-Тбилиси». В 2020 году планируется также открытие моста на российско-азербайджанской государственной границе.
По данным Упрдор «Каспий», в настоящее время ведется разработка проектной документации для двух объездных дорог городов Дербента и Дагестанские Огни, а также Хасавюрта. Проектирование планируют завершить в 2020 году. Лишь дорога в обход Дербента обойдется в 50 млрд рублей. На сегодняшний день, это самые масштабные проекты, направленные на повышение комфорта и экономики региона. «В настоящее время среднесуточная интенсивность движения автотранспорта Федеральной автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» возросла до 30-35 тыс. автомобилей и оказывает негативное влияние на транспортную и экологическую обстановку, наблюдается всплеск аварийности.
Указом Президента страны Владимира Путина отмечена необходимость расширения магистральной инфраструктуры. А в Дагестане под указанные задачи наиболее целостно попадает проект строительства обхода городов Дербент и Хасавюрт. Это обеспечит прорыв в социально-экономическом развитии региона, увеличат пропускную способность на международном транспортном коридоре «Север-Юг». Кроме того, дорога значительно снизит ДТП и улучшит экологическую обстановку», – сказал представитель Минтранса республики.
Также, по данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Дагестана, в 2019 году в республике 19 мостов реконструированы с организацией четырехполосного движения и введены в эксплуатацию, 13 мостов – отремонтированы. И это не все проекты, которые направлены на улучшение дорожной инфраструктуры региона.
Сообщение В Дагестане идет масштабное строительство дорог появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .