В конце октября-начале ноября целый ряд отечественных изданий дружно вспомнил о годовщине теракта в Архангельске. Напомним, 31 октября 2018 года 17-летний студент Михаил Жлобицкий устроил взрыв в приемной УФСБ по Архангельской области и погиб.
В общем-то, это нормальная журналистская практика — периодически вспоминать то, что сильно волновало современников какое-то время назад, и подводить накопившиеся с тех пор итоги. Нормальная, если хотя бы пытаться делать свою работу профессионально.
Вернемся в 2018-й.
Погибший Михаил Жлобицкий, как и мотивы его поступка, журналистов тогда изначально интересовали мало. Редкие попытки анализа сводились, как правило, к привычному тезису «режим сам виноват». Скоро, впрочем, были заброшены и они. И, быстренько зафиксировав поступок Жлобицкого в качестве повода, «независимая» пресса все свое внимание кинула на отслеживание реакции правоохранительных органов.
Одним из застрельщиков повестки выступило «Радио «Свобода». Именно там в начале января 2019-го появилась статья о «раскручивании маховика репрессий» по отношению к безобидным политическим активистам.
Главной героиней этого материала стала пенсионерка-коммунистка из Вытегры Надежда Ромасенко. Женщина перепечатала на своей странице «ВКонтакте» последнее сообщение Михаила Жлобицкого, сопроводив это комментарием: «Молодец». Как следует из «свободовской» статьи, из-за этого против пенсионерки уже возбудили уголовное дело за «оправдание терроризма», и теперь ей грозит до семи лет тюрьмы.
С эмоциональной стороны материал, конечно, удался. Здесь и исторические аналогии, и материальная бедность глубинки, и гнетущая атмосфера страха и отчаяния героини, ждущей неминуемого ареста. Особенно трогательно автор передал переживания женщины за свой единственный ноутбук, изъятый органами для проверки.
Но вот с фактической стороны получилось не очень. Дело в том, что статья была опубликована 9 января 2019 года. Тогда как еще в декабре 2018-го стало известно, что никакого уголовного дела и прочих последствий для Ромасенко не будет. То есть, вообще никаких. Женщина и сама с радостью сообщила об этом «ВКонтакте» 14 января — когда ей вернули тот самый ноутбук (судя по всему, в целости и сохранности).
Однако неудержимый поезд «Свободы» такие мелочи уже не могли остановить. И судьба недорепрессированной коммунистки зажила своей собственной яркой жизнью, быстро выйдя за границы статьи-первоисточника, журналистского профессионализма и этики.
Вот в марте 2019 года «Свобода» заводит на Надежду Ромасенко уголовное дело. Вот еще одно. В апреле — третье. Еще два — в октябре и ноябре. А вот здесь коммунистку походя обвиняет уже «Медуза». Здесь ее уголовно преследуют «Фонтанка» и «Коммерсантъ». Снова обвиняет Daily Storm. И до сих пор ждет суда над бедной женщиной «Двина сегодня».
То есть, Надежду Ромасенко преследуют, обвиняют и вот-вот посадят во всех публикациях уже целый год. Хотя сама «репрессируемая», скорее всего, об этом даже не подозревает.
На этом месте можно было бы обратиться к коллегам с горьким возгласом: «Ну, как же так, господа, вашу мать… Проверяйте источники..!». Но думается, что это будет бессмысленно. Ибо попрекать отсутствием профессионализма людей, для которых не является препятствием фактическая ложь, уже как минимум глупо. В случае же со «Свободой» эта ложь еще и неоднократная — хотя, казалось бы, что может быть для журналиста естественнее, чем поинтересоваться дальнейшей судьбой героини своей статьи?
И сколько еще преследуемый призрак Надежды Ромасенко будет бродить по средствам массовой информации не сможет сказать никто. Ведь та реальность, которая за окном, свободным журналистам уже давно не нужна. И в мире их новостей места для настоящей вытегорской пенсионерки попросту нет. А вот бэк* из нее получается всегда хороший.
______________________
*Бэк или бэкграунд новости — фоновые события, контекст происходящего, предшествующая новости история. Необходим для того, чтобы связать нынешнюю новость с тем, что происходило раньше.
Сообщение Призрак коммунистки появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .