Чтение – один из базовых навыков, которые осваивают дети в начальной школе. Многие умеют различать буквы, складывать из них слова и даже предложения и в более раннем возрасте. Существуют даже специальные техники обучения чтению, предназначенные для детей 3-4 лет. Как бы там ни было, кроме повседневной необходимости, чтение очень полезно для мозговой деятельности человека, оно активизирует работу мозга, улучшает память и расширяет словарный запас. Ученые установили, почему полезно читать и какая мозговая деятельность при этом происходит.
Краткая историческая справка
Люди освоили чтение (в его современном варианте) приблизительно 6 тысяч лет тому назад. С тех самых пор возможность прочитать нечто, сложенное из букв, никого не удивляет. Изначально люди рисовали на более-менее плоских скальных поверхностях рисунки, которые со временем стали все больше походить на пиктографические знаки.
Ученые уверены, что изобретение чтения намного важнее таких человеческих находок, как колесо или даже двигатель внутреннего сгорания. Да, оба эти элемента заметно упрощают жизнь, но зато чтение позволило мозгу людей развиваться, а значит, именно читая, мы стали тем, кем являемся на сегодняшний день.
Как действует чтение на человека
Во время чтения человеческий мозг активно работает. Это стало заметным во время томографических исследований человеческого организма. Создаются новые нейронные связи, а также упрочняются ранее имеющиеся.
Эволюционно сложилось так, что все видимое и слышимое обрабатывается человеческим сознанием моментально. В древности так проявлялся инстинкт выживания, ведь от того, как быстро тот или иной индивид распознает звук и отреагирует на него, в большинстве случаев, зависела его дальнейшая судьба. Примерно такая же ситуация сложилась и с тем, что видят и затем передают в мозг людские глаза. Но текст и буквы – более позднее изобретение представителей вида «гомо сапиенс», потому, чтобы превратить его в образы, задействуется воображение. Это требует огромной мозговой активности и немалых усилий.
В человеческом мозгу ученые выделили несколько основных слухо-речевых зон:
Первичная зрительная кора Угловая извилина Первичная слуховая кора Зона Вернике Моторная кора Зона Броке
Все они активно трудятся для того, чтобы увиденные символы были обработаны, преобразовались в слова и предложения, а затем и в связный текст.
Сообщение Что происходит с мозгом человека во время чтения появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .