Обильный снегопад в Воронеже в очередной раз заострил тему транспортной ситуации в столице Черноземья. Снегопад пришёлся на выходные дни, поэтому обстановка с транспортом выглядит в этой ситуации более или менее решаемой – по той простой причине, что многие воронежцы в субботу и воскресенье традиционно отказались от использования личного транспорта. У дорожных служб есть время убрать снег с улиц, чтобы в начале рабочей недели ситуация не свелась к очередному коллапсу.
Однако такая зависимость города от капризов погоды, на самом деле, тревожит. Фактически город с населением более миллиона жителей живёт по климатическим часам, и от погодных условий проблемы на дорогах могут приводить к по-настоящему кошмарной ситуации. Речь, конечно же, о воронежских пробках, которые давно стали известны и далеко за пределами столицы Черноземья. Добавляет «остроты» в такого рода ситуацию ремонт путепроводов, из-за чего в западной части города автомобильные пробки стали явлением практически постоянным. В районе путепровода на улице 9 Января проблема в утренние и вечерние часы такова, что в транспортных заторах водители могут проводить в три-четыре раза больше времени, чем они обычно тратят на свой путь. Близлежащие улицы запружены автомобилями, что ситуацию накаляет до предела.
В прошлом году проблему попытались решить с помощью введения в эксплуатацию зон платной парковки. Однако проблема решена не была в связи с тем, что платные парковочные места создали, но никакой продуманной логистики не предусмотрели. В зимнее время сотни парковочных мест попросту заваливает снегом, но чистят их, мягко говоря, не всегда своевременно. Проблемы возникли и с логистикой оплаты, когда оператор парковок так и не разъяснил водителям, откуда у него данные о владельцах автомобилей. Многие водители решили оспорить приходящие по почте штрафы, и эти административные дела у компании-оператора выигрывали. В итоге всё на данный момент сводится к тому, что парковки платные есть, но никакой разгрузки в транспортной ситуации в центральной части города они не решают. Желание внедрить тот же столичный опыт оказалось настолько сильным, что «телега оказалась впереди лошади» — места есть, логистики нет, отсюда – низкие поступления в бюджет, низкая эффективность использования принципа платной парковки в центре.
Сложности возникли и с так называемыми перехватывающими парковками в Воронеже. Идея заключалась в следующем: водители, въезжающие в Воронеж, оставляют свои автомашины на парковке, расположенной на окраине, а далее пересаживаются на общественный транспорт. Но изменилась логистика этого общественного транспорта, и не все (даже сами воронежцы) успели разобраться с обновлёнными маршрутами. Дополнительно – выросла цена за проект на общественном транспорте, но этот транспорт часто, как и личные автомобили, вынужден стоять в пробках. Потому многие водители попросту решили игнорировать упомянутые перехватывающие парковки, продолжая двигаться и по Воронежу на тех самых автомобилях, на которых в столицу Черноземья приехали.
А что же с главным транспортным проектом последнего времени в Воронеже – с планом создания воронежского метрополитена? Напомним, что право на собственное метро воронежцы получили ещё в 2013 году. Семь лет назад столица Черноземья вошла в список российских городов, население которых составляет 1 млн человек и больше. На сегодняшний день население Воронежа составляет примерно 1 млн 50 тысяч человек и продолжает расти.
Изначально сообщалось, что инвестировать в строительство первой ветки Воронежского метрополитена готовы японские компании. Называлась и сумма инвестиций – примерно 25 млрд рублей (из открытых источников). Однако возникли проблемы с проектировкой. В течение длительного времени власти города не могли решить, какой именно вариант рельсового транспорта Воронежу подходит и какая именно компания будет заниматься реализацией этого проекта. Потенциальные японские инвесторы перешли в режим «ожидания», сосредоточившись на внедрении на основных перекрёстках города так называемых «умных светофоров». Поначалу даже японские светофоры «пришли в ужас» от воронежского трафика, когда их датчики попросту не могли нормально ориентироваться вследствие того, что на 3 полосы движения в одном направлении могло выстраиваться 4, а то и пять рядов автомобилей. Правда, со временем, японские специалисты всё же настроили работу электронных регулировщиков движения, и трафик, что называется, пошёл. Сегодня воронежские водители отмечают, что с внедрением «умных светофоров» движение стало несколько лучше, чем было до этого.
С реализацией проекта Воронежского метрополитена по-прежнему всё непросто. По последним сведениям, власти остановились на лёгком рельсовом транспорте. Речь идёт о варианте, который используется, например, в Волгограде. По сути, это трамвайное сообщение, которое связывает районы города и имеет несколько основных станций.
В воронежском случае это сообщение будет исключительно надземным. По крайней мере, на первоначальном этапе. Однако весь вопрос в том, когда этот «первоначальный этап» в крупнейшем городе Центрального Черноземья будет реализован. Точной даты пока не берётся сказать никто. Как никто пока не готов ответить на вопрос о том, как именно должна выглядеть логистика наземного железнодорожного транспорта, чтобы она разгрузила дороги, а не усугубила транспортную ситуацию в городе-миллионнике.
Сообщение Что слышно о строительстве метрополитена в Воронеже появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .