Главная / Шоу-бизнес / Лучшие советские автомобили. Фото и факты, часть 1

Лучшие советские автомобили. Фото и факты, часть 1

Отечественное серийное производство автомобилей зародилось ещё до СССР — знаменитые автомобили «Руссо-Балт» были настоящей гордостью промышленности Российской Империи.

«Руссо-Балт», 1909 год.

Однако уже в Первую Мировую войну завод перевезли из Риги в Москву, и вскоре после революции он превратился в Бронетанковый завод (сейчас это одно из предприятий ГКНЦП им. Хруничева, работающее в аэро-космической отрасли). Так не стало «Руссо-Балтов».

ГАЗ А

Первой советской серийной «легковушкой» стал ГАЗ А. Оснащён двигателем объемом 3.3 литра и мощностью 40 л.с. Скорость — до 90 км/ч.

ГАЗ А, кузов фаэтон.

В 1932-1936 годы было выпущено 41 917 таких машин, сначала с кузовом фаэтон, затем добавились седан и пикап. Однако в личное пользование гражданам СССР досталось всего около тысячи машин. Остальные пополнили парки госслужб и армии, а также такси для крупных городов.

ГАЗ А выпускался по лицензии американского концерна Ford. Американцы продали Советам лицензию на снятую с производства модель Ford A.

Ford A, кузов фаэтон.

Советские инженеры, помимо чисто пассажирских авто, разработали модификации спецтранспорта: карету скорой помощи, пожарной службы, бронированный для инкассации и прочих нужд, а также полугусеничный — для движения по бездорожью.

КИМ-10

На «Московском автосборочном заводе им. КИМ» (филиал «Горьковского автозавода») на исходе 1930-х началось освоение другой модели американского концерна — легковушки Ford Perfect 1938 года, которую выпускали в Великобритании.

КИМ-10

Двигатель КИМ-10 напоминал уменьшенный до 1170 куб. см агрегат Ford A / ГАЗ-А, мощность 30 л.с.

Подразумевалось, что калька «форда» станет первым массовым, «народным» авто. Именно Perfect, считали советские инженеры, подходил для этого, так как был довольно несложен в техническом исполнении и недорог.

КИМ-10 кабриолет

За три месяца завод выпустил около 1000 авто КИМ-10 с кузовами купе, седан и кабриолет. Машина и впрямь могла пойти в массы. Он стоил 7000 рублей против 9500 за ГАЗ А. Однако до розницы не дошёл — началась война, и почти все новенькие машины отправились на фронт. Большинство утрачено. Единицы уцелевших представлены в различных музеях и частных коллекциях.

Москвич 400

После войны власти СССР вновь поставили задачу наладить выпуск массового авто — теперь это был Москвич 400. Базой для новинки послужил трофейный Opel Kadett K38.

Opel Kadett K38

Однако теперь это была не по большей части калькированная машина, а созданная как бы «по мотивам». Дело в том, что перед лицом близкого поражения в войне немцы ликвидировали значительную часть документации и оборудования завода Opel. Что уцелело вывезли американцы, на что имели полное право, т. к. Opel принадлежал General Motors. Так что «400-й» — уже во многом самостоятельная разработка советских конструкторов.

Москвич 400

Первый «Москвич» выехал из сборочного цеха в конце 1946 года. По началу был оснащён 1,1-литровым двигателем мощностью 23 л. с. Коробка передач 3-ступенчатая, передняя подвеска независимая. Кузовы: кабриолет, седан, фургон, пикап, шасси с кабиной.

Москвич 400, фургон

Москвич 400, пикап

Москвич 400, фото салона.

За 10 лет был выпущен 247 861 автомобиль. На фоне предшественников это был мощный прорыв, хотя для «массовости», конечно, маловато. Право на покупку авто предоставлялось Героям Советского Союза, Лауреатам Ленинской премии, Народным артистам, лидерам Стахановского движения, прославленным спортсменам.

ГАЗ-М20 «Победа»

Выпускался с 1946 по 1948 годы. До «Победы» в СССР не производили легковые авто с несущим кузовом. И первая она не только в этом. Модификация «Победы» 1952 года выпуска — ГАЗ-М72 — стала первым в мире кроссовером.

ГАЗ М20 «Победа»

Более простой ГАЗ-20 имел довольно слабый на фоне его массы 4-цилиндровый движок объемом 2.1 литра и мощностью 52 л.с. Трехступенчатая коробка не имела синхронизаторов ( (в более поздних моделях они появились на 2-ой и 3-ей передачах).

Была и модель с соответствующим статусу и массе 6-цилиндровым двигателем мощностью 90 «лошадей», но он выпускался исключительно для армии и спецслужб.

ГАЗ М20, «Победа»

В случае с «Победой» уже практически не было копирования с западных образцов. Советские конструкторы создали квинтэссенцию на базе технических особенностей всех трофейных автомобилей и пришедших по ленд-лизу. Всего было выпущено 241 497 «Побед».

ГАЗ 21 «Волга»

Именно эти машины угонял герой фильма «Берегись автомобиля».

Кадр из к/ф «Берегись автомобиля».

Пришла на смену «Победе». В ходе модернизации прототипа, в частности, советские конструкторы впервые в истории отечественного автопрома снабдили машину автоматической коробкой передач.

ГАЗ 21 «Волга»

ГАЗ 21, салон

В 1956-70 годы выпущено 639 483 автомобиля этой марки: универсалы, кабриолеты, спецмашины, в том числе, с 8-цилиндровым двигателем. Были даже дизельные. Они шли на экспорт.

ЗАЗ 965, знаменитый «Горбатый»

Идея создания доступного автомобиля после снятия в 1956 году с производства «Москвича 400» должна была получить развитие в модели «Москвич 402».

ЗАЗ 965

Однако автомобиль так старались сделать лучше, чем прототип, что он стал стоить едва ли не в два раза больше.

Тогда там сконструировали «Москвич 444». Считается, что идею создания компактного заднеприводного хэтчбека с размещенным сзади двигателем советские конструкторы подсмотрели у Fiat 600 образца 1955 года. От протоипа взята только стилистика кузова и концепция (двух двухдверный малолитражный авто для четырех человек).

ЗАЗ 965

Сворачивать выпуск «402-х» ради этого не стали. Перевели производство компактоного авто на Украину — заводы Запорожье и Милитополе. Так и появился ЗАЗ 965. У него 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Объём 870 куб. см, мощность 26 л. с.

ЗАЗ 965, салон

С 1960 по 1969 год было произведено 322 166 «горбатых» (прозвище за особенность кузова).

В начале 1970-х внешний облик автомобилей во всем мире и в СССР в частности радикально переменится, как их техническая составляющая. Об этом в следующей публикации «Топ-15 советских автомобилей. Фото и краткие описания, часть 2»

Сообщение Лучшие советские автомобили. Фото и факты, часть 1 появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .