Жизнь в меблированных комнатах
Федерико родился в итальянском городке Римини, куда его родители переехали из Рима вскоре после свадьбы. Болезненный ребёнок, сверстникам не просто было заманить его погонять мяч. Будущего мэтра кино больше занимала не совсем мальчишеская игра. Он любил разрисовывать кукол, шить для них костюмы и устраивать представления, как будто уже ребенком выбрал будущую профессию, которая принесёт ему славу.
В 17 лет, после окончания монастырской школы, Федерико поселился во Флоренции. Там он учился на репортёра. Как свойственно многим режиссёрам, он был одарён способностью к рисованию, что помогло ему на первых порах с заработком — рисовал карикатуры.
Через год уже перебрался в Рим, где проживёт всю жизнь. Соседями молодого Феллини, вынужденного поселиться в меблированных комнатах вблизи вокзала, были разного рода маргинальные личности: проститутки, уличные воришки, китайские торговцы. Не самое комфортное соседство, но для будущего режиссёра — полезный опыт.
Продолжая зарабатывать рисунками, Феллини попробовал себя в текстах. Сначала в рекламных, а затем для радиопостановок и варьете.
Более трёх лет он публиковался в популярном сатирическом журнале «Марк Аврелий», редакция которого занимала твёрдую антифашистскую позицию. С 1938 по 1942 годы в журнале были опубликованы сотни графических и публицистических работ Филлини. Вскоре ему предложили попробовать себя в сценариях для радиоспектаклей.
Любовь на всю жизнь
Во время войны Феллини успешно уклонялся от армейской службы, симулируя болезни. В 1943-м, после успеха серии забавных радиопостановок о жизни влюблённой пары Чико и Полины, придуманной Феллини, ему предложили экранизировать их историю. Так и началась его режиссёрская карьера.
Одну из ролей сыграла красавица Джульетта Мазина. Тогда же они поженились и прожили бок о бок всю жизнь. «Мой главный источник вдохновения», — говорил о ней Феллини.
В 1945 году, после поражения Италии в войне, Феллини с приятелем продавали в небольшом магазинчике шаржи на победителей. Однажды к ним заглянул кинорежиссёр Роберто Росселлини. Он рассказал о намерении снять короткометражyю ленту о священнике, казненном немцами. Феллини предложил развить тему до полнометражки. В итоге совместно с Серджо Амидеи и Росселлини был написан сценарий «Рим — открытый город».
Именно эту картину называют началом неореализма в кино. Росселлини фильм приносит славу режиссёра, а Феллини — сценариста. Впоследствии он сам стал экранизировать свои сценарии.
К этому он пришёл после того, как написал сценарий для другого мэтра кино — Микеланджело Антониони. Тот не принял работу, и Федерико взялся снимать сам. Возможно, великий Антониони был прав и сценарий никуда не годился, потому что критики работу не оценили.
Однако уже следующие две картины приняты блогосклонно, а уже третья — «Маменькины сынки» — получила «Серебряного льва» на кинофестивале в Венеции и была номинирована на «Оскар» за лучший сценарий.
После Федерико получит пять «Оскаров» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» («Дорога», «Ночи Кабирии», «Восемь с половиной», «Амаркорд») и один почётный «За вклад в киноисскуство» (1993 год). Кроме того, его фильм «Казанова» был удостоен Оскара за дизайн костюмов.
Не менее, если не более значимым было признание таланта Феллини в Каннах — «Золотая пальмовая ветвь» за «Сладкую жизнь», 1960 год. За фильм «Восемь с половиной» мэтр получил главный приз Московского кинофестиваля в 1963 году. Ещё раз Филлини посетил Москву в 1987-м с фильмом «Интервью», где был удостоен Золотого приза.
Почётного «Оскара» за вклад в киноискусство Феллини получил в марте 1993-го, и осенью того же года умер в результате инсульта. Это случилось 31 октября, спустя 50 лет и один день после венчания с Джульетой Мазина. Через пять месяцев скончалась и она. Её похоронили с фотографией мужа в руке. Так она попросила перед смертью.
Сообщение Чао, Федерико! 100 лет со дня рождения мэтра мирового кинематографа появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .