Старость в России – пора для подавляющей части населения тяжёлая и неблагодарная. Сегодня ты уважаемый член общества, занимаешь какую-то должность, людям что-то от тебя нужно, и ты в целом востребован. Однако с выходом пенсию, а в особенности при потере заметной доли здоровья, человек, зачастую, остаётся предоставлен сам себе. Кому-то регулярно помогают родственники, кого-то дети берут жить к себе, но в некоторых случаях не остаётся по сути ничего, кроме как искать себе пристанище в доме престарелых. Этот институт, развитый на Западе как в муниципальной, так и в частной форме, в России по-прежнему только формируется, а любой рост сопровождают болезненные нарывы, которые провоцируют предприниматели, действующие сугубо в личных интересах, для них старики – возможность получить лёгкие деньги, которые поступают от самих пенсионеров или их родственников за пребывание в пансионате.
Суть вопроса
Борьба с такими учреждениями идёт тягостно и небыстро. Наглядным примером сложившегося положения дел является пансионат для престарелых, находящийся в московском посёлке Мосрентген, в местном садоводческом некоммерческом товариществе (СНТ) Дудкино-1 по адресу улица Рябиновая, д. 214.
Здесь реакция пошла снизу, то есть от местных жителей. Всё началось с того, что соседям попросту надоело, что по сути в дачной некоммерческой зоне действует некая организация, регулярно производящая шум, и в целом имеющая целый список нарушений в своей работе. Со стороны никакой реакции от властей или ведомств не было, потому пришлось действовать самостоятельно.
Жалоба
Шесть жителей деревни подготовили документ на несколько листов, в котором подробно расписали свои претензии к руководству пансионата. В частности, было указано, что данное частное учреждение находится в жилом доме, который не предназначен для такого использования и вообще находится на земле, предназначенной для садоводства.
Всего обратившиеся насчитали нарушения по 25 пунктам санитарно-эпидемиологических правил, а также норм и правил противопожарной безопасности.
Кроме того, жалобы касались круглосуточного приезда к учреждению машин скорой помощи и машин, забирающих тела скончавшихся жителей пансионата, а также регулярного приезда родственников стариков, приезжающих их проведать, занимая улицы своими автомобилями.
Письмо заканчивалось следующим требованием:
«На основании изложенного требуем принять меры по ликвидации данного учреждения на территории нашего СНТ и привлечения к ответственности виновных в соответствии с действующим законодательством РФ».
Как рассказал РИА SM-News соавтор жалобы, временно исполняющий обязанности директора ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» Андрей Бертрам, пенсионеров летом кормят на улице, а рядом с ними, к примеру, может лежать уже мёртвый человек или неходячая пациентка: «их выносят на одеялах и кладут на шезлонги или матрацы». Он отметил также, что люди содержатся в этом месте в плохих условиях, а трупы вывозятся практически в ежедневном режиме. Помимо прочего, регулярно приезжает грузовой транспорт с продуктами, и сперва звучат громкие удары по металлической двери с просьбой открыть, а затем с громыханием производится разгрузка провианта. При этом сама хозяйка, которую зовут Кира, появляется там редко.
«Как оно могло начать работу? Есть садововодческое некоммерческое товарищество, хозяин дома сдал его. Их вообще два таких дома. Один как бы официальный, а этот вообще нелегальный. Жители уже взвыли, достали их труповозки и прочее», — пояснил Бертрам.
К настоящему времени в распоряжении редакции оказались официальные ответы различных ведомств на жалобу жителей. Рассмотрим каждую из них.
Реакция №1. Беспомощная
Уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потаева по сути лишь перенаправила заявление в прокуратуру, сославшись на то, что не имеет достаточно полномочий для того, чтобы повлиять на решение вопроса. Документ датирован 26 сентября 2019 года.
«Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной данным Законом («Об уполномоченном по правам человека в городе Москве» — прим.ред.), и не в праве принимать решения, отнесённые к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы».
Реакция №2. Робкая
В отделе управления Роспотребнадзора по Москве в Троицком и Новомосковском округах 24 октября в официальном ответе врио начальника территориального отдела Маргариты Сергеевой говорится, что на территории данного пансионата хозяйственную деятельность ведёт ООО «Кедр». Также было объявлено, что при согласовании с прокуратурой проводится выездная проверка данного учреждения. Больше ничего нового представители надзорного органа не сообщили.
Реакция №3. Полумерная
В прокурате города Москвы 1 ноября официальным письмом от имени начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства Ирины Сударошкиной отчитались о результатах проведённой 28 октября проверки, запрос на которую поступил от столичного уполномоченного по правам человека. В мероприятии также участвовали представители Роспотребнадзора и МЧС.
В частности, было указано, что владельцем жилого дома является физическое лицо, которое предоставило его и земельный участок ООО «Кедр» в аренду, однако земля при этом предназначена для ведения садоводства.
В прокуратуре сделали вывод, что участок и дом используются не по целевому назначению, в связи с чем возбуждены дела об административном правонарушении.
Реакция №4. Не спасительная
Спасатели из столичного главка в письме от 5 ноября, также как и их коллеги из прокуратуры, объявили о существующих административных правонарушениях, которые требуется устранить. Кроме того, в документе прописана административная ответственность для лиц, допустивших нарушения норм пожарной безопасности.
Представители МЧС добавили, что в рамках профилактической работы проинструктировали сотрудников ООО «Кедр» о мерах пожарной безопасности. Документ подписал главный государственный инспектор Новомосковского АО г. Москвы по пожарно-техническому надзору-начальник 1 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления по ТиНАО главного управления МЧС России по городу Москве, подполковник внутренней службы Сергей Перегудов.
Реакция №5. Бессмысленная
Последним пришёл повторный ответ от Роспотребнадзора от уже известной нам Маргариты Сергеевой. В письме от 26 ноября представители ведомства подтвердили заключения коллег, согласившись с указанными в жалобе нарушения санитарного законодательства, а также с тем, что ООО «Кедр» будет привлечено к административной ответственности.
Два месяца спустя
Ведомства молчат с ноября. Заметных изменений в работе пансионата также нет: шум и антисанитария на месте, описал существующий расклад Андрей Бертрам. По его словам, по сути всё, что было получено на обращение, это отписки.
«От ведомств никакой реакции практически не было, потому что пансионат как работал, так и продолжает работать. Обратите внимание на письмо прокуратуры, где (в ответе на жалобу) указано, что пансионат действует незаконно, и Роспотребнадзор согласился с тем, что учреждение действует незаконно, но будет принято административное взыскание. А дом этот как работал, так и продолжает работать. Нарушения как были, так никто их не устранил», — подытожил собеседник агентства.
Сообщение Живые, трупы: как в Москве продолжает работу нелегальный дом престарелых появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .