Сегодня Владивосток имеет массу привлекательных статусов – это и ближайшая Европа в Азии. И Центр международного сотрудничества в АТР. И столица Дальневосточного федерального округа. Приезжайте к нам, туристы и инвесторы! Но первое, с чем сталкиваются иностранные гости – это неухоженность пунктов пропуска на границе с Китаем. И эта тема стала предметом обсуждения журналистов и руководства ДВТУ на встрече, посвященной итогам деятельности Управления в 2019 году и перспективам на 2020 год.
Учитывая, что в зоне действия пунктов пропуска несут службу представители различных государственных структур – пограничники, таможня, фитосанитарный контроль, призванные обеспечивать безопасность страны, то остается только сочувствовать их условиям работы. В пору молоко давать за вредность.
«Посетили несколько пунктов пропуска в Хасанском районе. Зная, что делается и как это выглядит с китайской стороны, вдвойне обидно за нашу страну сточки зрения того, как мы выглядим в глазах туристов, которые пересекают границу». – отметил заместитель руководителя ФТС России и куратор ДВТУ Владимир Ивин.
Вопрос этот не теряет актуальности почти 10 лет. Как край начал готовиться к саммиту АТЭС-2012. Началось строительство новых пунктов пропуска. Все воспряли духом в мечтах о комфортных условиях работы и не менее комфортном переходе границы. Но стройка поросла быльем, заведено несколько уголовных дел, кто-то из начальников объявлен в розыск, а пункты пропуска на границе с Поднебесной все те же сараи.
«Сейчас этот вопрос на постоянном контроле полпреда Юрия Трутнева, и он решается. В прошлом году сдвинулась с мертвой точки проблема нахождения пунктов пропуска в частной собственности. Сухопутные пункты на границе переходят в федеральное ведение и соответствующим образом можно будет управлять этими объектами», – добавил Владимир Ивин.
Средства на устройство границы выделены в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». По включенному в него проекту «Логистика международной торговли» запланированы к обустройству 37 пунктов пропуска. И значительная часть из них находится на территории ДФО. В Приморье это коснется автомобильных пунктов пропуска Марково, Краскино. Турий Рог, Полтавка – все на границе с Китаем.
В 2020 году на работы по реконструкции пунктов пропуска (прим: всех, в т.ч. и приморских) предусмотрено 7 717,4 млн. рублей, в 2021 году на эти же цели из бюджета будет добавлено еще 5 434,70 млн. рублей. В общей сложности в период с 2019 по 2024 годы на придание лоска российским пунктам пропуска будет затрачено 20 808,10 млн. рублей.
На сегодня, например, возле того же пункта пропуска Краскино, как напоминание о минувших днях и стройках, в поле маячит заржавевший каркас бывшего (будущего) пункта пропуска, который в спешке готовили к саммиту АТЭС-2012. Через него должны были пресечь границу члены многочисленной китайской делегации. Но стыд не дым, глаза не ест. И все осталось на том же уровне. Ничего так и не достроили.
Сегодня уже в открытую говорится, что вся стройка велась с многочисленными нарушениями и по грунтам, и по конструкциям, и по технологии работ. Можно ли это использовать сейчас в рамках реализации нацпроекта, т.е. адаптировать этот долгострой под сегодняшние требования или начать с нуля – вопрос сложный. И ответить на него могут специалисты, эксперты.
«Деньги в бюджете запланированы. Мы надеемся, что в этом году Росгранстрой покажет более активную работу по обустройству пунктов пропуска. Мы же со своей стороны этому вопросу не даем угаснуть, везде его высвечиваем, как проблемный вопрос», – резюмировал Владимир Ивин.
Сообщение За державу обидно или приморские пункты пропуска появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .