SM-News предлагает разговор с крупнейшими перевозчиками. Как они воспринимают этот запрос пассажиров и что собираются с этим делать? Сразу отметим под понятием «качество» относительно пассажирского транспорта понимают разное. Мы постараемся осветить все стороны сервиса.
Высокие технологии и клиентоориентированность
— Мы старались не снижать качество на протяжении последних двух лет, по крайней мере, в тот период, пока я руковожу предприятием. За это время было проделано немало работы. Это и онлайн-продажа билетов, о которой никто даже не знал, пока я не пришел на предприятие. До этого в Кировской области электронные билеты можно было приобрести на поезд или самолет, — сообщил генеральный директор ОАО «КировПассажирАвтотранс» Денис Пырлог.
Напомним, предприятие осуществляет перевозки в Кирове и из столицы области в некоторые районные центры, а также покрывает пригород. Принадлежит КПАТ области. Сразу заметим, что сейчас Денис Юрьевич переходит на другую работу — в муниципальную структуру, о которой здесь тоже пойдет речь.
— Мы ввели сервис без единого бюджетного рубля. Все это, я бы сказал, стоит недорого. Более того, мы все пригородные маршруты вывели на карту мониторинга. И это, согласитесь, очень удобно для пассажиров, — подчеркнул Пырлог. Его навыки точно пригодятся в руководстве крупнейшим городским перевозчиком.
Кстати, Денис Пырлог анонсировал программу лояльности для пассажиров, которая сейчас на предприятии разрабатывается. Система бонусов для тех пассажиров, которые постоянно пользуются общественным транспортом, чтобы они ощутили это, как говорится, на своем кошельке.
— У нас несколько видений, как это сделать. Это небыстрый процесс. Сейчас ведем переговоры с банками, которые будут проводить транзакции. Я думаю, что в ближайшие два месяца мы все это реализуем, — сообщил руководитель.
Передача опыта
Неплохо бы эту инициативу переложить на весь общественный транспорт города, как это происходит с еще одним экспериментом Пырлога. В КПАТ еще полтора года назад ввели услугу, но широко о ней стало известно буквально недавно, благодаря главе города Елене Ковалевой.
— Мы и АТП с начала года предоставляем пассажирам, испытывающим сложности с передвижением, низкопольные автобусы. Нужно позвонить на предприятие за пару дней и заказать такой автобус, чтобы он был в определенное время, в соответствии с расписанием, на определенной остановке. Это существенно облегчит передвижение маломобильных инвалидов и мам с колясками. Не скажу, что это пользуется большим спросом, но заказы все-таки есть, — сообщил Денис Юрьевич.
Отставание от графика
С наступлением 2020 года администрация города ужесточила требования по контрактам. Ежедневно главе города и главе администрации поступает сводка. Руководители муниципалитета могут видеть ситуацию по выходу автобусов на маршруты, а также возможные вечерние невыходы на маршрут, когда пассажиры могли долго ждать или вовсе не дождаться транспорт.
— Все это ежедневно контролируется, и, безусловно, администрация задает нам, перевозчикам, вопросы. Если речь идет о конкретных случаях, то их нужно разбирать. Это часто касается маршрутов, которые пересекают переезды в Нововятском районе и улице Лепсе. Каждый случай разбирается отдельно, но таких, чтобы водитель специально начала отставать от графика, чтобы набрать пассажиров, практически не бывает, — подчеркнул Пырлог.
С ним согласен и директор еще одного крупного перевозчика (ООО «Автохозяйство») Сергей Родыгин: «Мы обслуживаем нововятское направление. Автобусы идут каждые 8 минут. Переезд закрыли, и на нем скопилось сразу несколько машин. Каким образом им двигаться? Вот он и нагоняет упущенное время. Возможно, даже без посадки. Как ему нагнать график? У него нет возможности вернуться на конечную и начать сначала. Тонкостей перевозок очень много».
— Система мониторинга работает отлажено. Видно всех, кто выбивается из графика. С этими водителями также проводится работа. Поэтому в том коллективе, который каждый из нас имеет, стараемся поднимать качество обслуживания, — поделился заместитель руководителя АО «Автотранспортное предприятие» Павел Березин.
— Разговор о качестве обслуживания можно развивать бесконечно. У нас пассажир хочет получить качественную услугу. То есть, заходя в автобус и покупая билет, он заключает договор с перевозчиком на перевозку и начинает движение в автобусе. Понятно, ему хочется, тем более у нас 90 процентов это автобусы большой вместимости, сидеть. Хотя в салоне всего 25 сидячих мест, а автобус рассчитан на 114 человек. Дальше, автобус двигается по дороге. У нас второй год эти дороги подделали, и можно двигаться нормально. А раньше постоянно объезжали эти ямы. В итоге большие ремонты, — сообщил Родыгин.
Ремонты и обновление автопарка
— Хотелось бы и водителям, и нам работать на новых автобусах. Это меньше затрат на ремонт. Меньше сходов с линии. Если транспорт новый, то комфортнее работать и ездить в нем тоже. Приведу простые цифры. Если в 2008 году автобус стоил 1,8 млн рублей, то в 2019 — уже более 9 миллионов. Только представьте, сколько раз нужно проехать на нем по 22 рубля, чтобы окупить! — подчеркнул Сергей Родыгин, в чьем парке есть автобусы, приобретенные в Казани. Они были проданы после массового перехода столицы Татарстана на газомоторное топливо.
Стремиться к метану, комфорту и кировский парк. «У нас есть порядка 6 автобусов с кондиционированием салона. Это не много, учитывая наш парк, но к лету мы планируем пополнить его еще столькими же единицами, чтобы на каждом маршруте было хотя бы по одному такому автобусу. Также хотим, чтобы как минимум на каждом маршруте была хотя бы одна низкопольная единица. Ну и на газе, на метане, на предприятии используется порядка 15 единиц. Это все касается качества обслуживания», — рассказал о планах КПАТ Денис Пырлог.
Однако обновлять автопарк удается единично. В основном кировские АТП обходятся капитальными ремонтами автобусов и привлечением арендованной техники. Однако с ограниченным бюджетом, а с деньгами, как водится, связано многое, возможностей минимум. В том числе это сказывается на составе экипажей.
Культура обслуживания
— Все перевозчики ведут постоянную работу. Но престиж профессии водителя падает. Из-за чего? Зарплата не та. Соответственно, и трудовые ресурсы привлекаются не те. Однако ни одна из жалоб не остается без внимания. Начальники автоколонн ведут работу с экипажами в непрерывном режиме, подчеркнул Павел Березин.
— Мы, когда заходим в транспорт с холода, не задумываемся, что кондуктор в холодном салоне работает весь день, — заметил Сергей Родыгин и коснулся еще одной темы: курение в кабине, — Постоянно работаем и говорим людям, чтобы они выходили для курения из автобусов. Постоянно проходят рейды. У нас есть внутренняя служба контроля, которая в том числе смотрит за чистотой салона. Еженедельно мы обсуждаем на общих собраниях недоработки. Наша задача — не наказать кого-то, а научить, предотвратить неприятные моменты.
— А нам бы очень хотелось, чтобы к жалобам на водителя и кондуктора прилагались какие-то доказательства. Я могу привести пример, когда на водителя, который работает 8 лет, нажаловалась его бывшая жена… Есть фото или видео — красота. Мы стараемся ставить видеокамеры, чтобы избежать некоторых спорных моментов, — рассказал Денис Пырлог
Как признались перевозчики, сейчас в среднем водитель зарабатывает около 2 тысяч. Кондукторы меньше — от 1,5 до 2 тысяч рублей. Работают они по графику два на два. Повышение тарифа позволит увеличить зарплату. Например, водители получат прибавку по итогам месяца примерно в 3,5 тысячи рублей.
Подытожим разговор словами Сергея Родыгина: «Хотелось бы вектор общественного мнения изменить. Потому что негатив к общественному транспорту присутствует. Поверьте, люди работают хорошие, они хотят работать, и они не с другой планеты! Они все жители нашего города и области. Хотелось бы, чтобы относились к нашей работе с уважением».
Чтож, будем терпимее, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. А кировские транспортники делают. И много делают. Но дело все-таки за повышением уровня сервиса. Вместе с повышением платы за проезд.
Сообщение Станет ли комфортнее проезд в кировских автобусах с повышением тарифа? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .