Юго-восточная хорда: пройдет ли новая московская трасса через радиоактивный могильник?
В последнее время в Москве актуализировался вопрос со строительством Юго-восточной хорды: местные жители обнаружили резкий скачок радиации на одном из участков, где должна проходить трасса. По утверждениям муниципального депутата от района Печатники Сергея Власова, в течение 8-11 февраля норма радиации была превышена в 60 раз. В качестве доказательств он привел фотографию показаний датчика ФГУП «Радон», которое специализируется на обращении с радиоактивными отходами.
Радиация на юго-востоке Москвы зашкаливает?
«В четвёртый раз за два дня датчик «Радона» зафиксировал 60-кратное превышение нормального радиационного фона у нас на склоне, где планируют строить «Юго-восточную хорду». Активисты вызвали МЧС, но они отказались приезжать, сославшись на то, что этим занимается «Радон»», — писал Власов на Facebook.
Позже на место прибыли руководители «Радона» Алексей Лужецкий и Александр Пташкин, пытавшиеся объяснить показатели прибора, превышающую норму радиации «сбоем оборудования». В управлении МЧС России по Москве заявили, что превышение нормы радиации не зафиксировано, а исследования в районе Каширского шоссе проводятся регулярно.
«Аналитическая лаборатория контроля объектов окружающей среды, в составе ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве и передвижная лаборатория ФГУП «РАДОН» продолжают мониторинг уровня радиации. Радиометрические исследования проводятся по адресу: Каширское шоссе, д. 49. Превышений уровня естественного фона радиации не зафиксировано. Радиометрические исследования проводятся передвижной химико-радиометрической лабораторией дежурной смены мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, которая включает в себя современные высоко технологичные средства, позволяющие осуществлять высокоточный мониторинг уровня радиации в окружающей среде», — говорится в заявлении ведомства.
В свою очередь, физик-ядерщик Андрей Ожаровский полагает, что скачки радиации реальны, и они вызваны продуктами химического распада веществ.
«Это не «сбой оборудования», а свидетельство «дыхания могильника». Размещённые там радиоактивные вещества (уран, торий. радий) со временем распадаются. Часть их дочерних продуктов распада летучи, например, газ радон. Эти дочерние продукты распада накапливаются в толще радиоактивных отходов. И, по крайней мере, зимой выходят в воздух из могильника не постепенно, а порциями, получается такие ««залповые выбросы»», — комментировал ситуацию Ожаровский на Facebook.
Что такое Юго-восточная хорда
Юго-восточная хорда (ЮВХ) – новая многополосная скоростная автомагистраль в Москве, строительство которой было запланировано властями еще в 2018 г. Работы должны были начаться еще в марте 2019 г, но позже их старт был перенесен на осень. Вообще ЮВХ является сложным и обширным проектом. Данная трасса длиной 28 км
объединит 22 района, где проживает 2,5 млн человек. По проекту она пройдет через 10 районов Москвы: Нижегородский, Рязанский, Текстильщики, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлёво Западное, Чертаново Центральное, Чертаново Южное с выходом в Северное Бутово. Трасса будет иметь связь с Северо-Восточной хордой и Южной рокадой, а также с Третьим транспортным кольцом в районе платформы Новохохловская Курского направления МЖД.
По идее ЮВХ должна разгрузить МКАД и Третье транспортное кольцо (ТТК), а городские власти уверяют, что альтернативы ей просто нет.
«Никаких разумных альтернатив строительству ЮВХ просто нет. Если мы, конечно, хотим реально улучшить дорожную ситуацию в огромном секторе между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе, где проживает около 2,5 млн жителей города. Восток и юго-восток Москвы традиционно страдают от отсутствия поперечных дорожных связей. Зато здесь в избытке промзоны и железнодорожные ветки, разрывающие ткань города на мелкие куски. Разумеется, Юго-Восточная хорда – не панацея. Но, во всяком случае – вместо крюка 10-15 км через МКАД автомобилисты смогут проехать в соседний район более быстрым и коротким путем. И, конечно, благодаря ЮВХ, мы сможем замкнуть новое хордовое кольцо в средней части Москвы, убрав тысячи машин с МКАДа и ТТК, и разгрузив вылетные магистрали», — пояснял на своем сайте мэр Сергей Собянин.
Проблема радиоактивного могильника и решение властей
Юго-восточная хорда натолкнулась на существенную проблему – один из ее участков должен проходить через могильник радиоактивных отходов завода полиметаллов, который находился на Каширском шоссе во времена СССР. Завод с 1934 по 1972 год производил из руды радиоактивные уран и торий, а отходы производства хоронили там же. Так, только по официальным данным, в этом месте захоронено более 60 тысяч тонн радиоактивных веществ.
Часть жителей района Москворечье-Сабурово объединились в движение «Антихорда», выступив против реализации проекта ЮВХ. Вместе с активистами организации «Гринпис Россия» они организовали дежурство на участке у завода полиметаллов и на соседнем склоне Москвы-реки, проводя измерения радиационного фона. В частности, по их словам, только в октябре прошлого года зафиксировано пять очагов радиоактивного загрязнения, у которых приборы фиксировали мощность дозы гамма-излучения больше 1 микрозиверта в час — в 5-8 раз выше естественного фона.
Люди высказывали опасения, что у жильцов близлежащих домов могут возникнуть серьёзные проблемы со здоровьем, например, повыситься риск онкологических заболеваний. Ведь в ходе строительных работ загрязнённый грунт может оказаться на поверхности и радиоактивная пыль может быть разнесена на значительные расстояния.
Некоторое время власти делали вид, что не замечают проблему, но в этом году ее наличие признал Сергей Собянин. Ранее озабоченность по этому поводу выражали и ряд депутатов Мосгордумы. По мнению градоначальника, в полосе отвода будущей хорды выявили незначительные следы загрязнения, поэтому строительство не остановят. Он предложил следующее решение:
во время строительства будет проводиться постоянный радиационный мониторинг, чтобы в случае обнаружения даже небольших следов радиации можно было вывезти из Москвы загрязненные грунты в специальные хранилища; на склоне Москвы-реки, за территорией завода полиметаллов, есть пятна радиоактивного заражения, поэтому скоро будет реализована полномасштабная программа рекультивации склона и вывоза зараженного грунта за пределы города.
Мэр привел карту с участком, где планируется проведение рекультивации.
«Когда сталкиваешься с радиацией, первой реакцией бывает желание бежать без оглядки. В нашем случае – бросить эту хорду и склон вместе со всеми порожденными ими проблемами. Но что это значит? Оставить радиоактивную помойку в наследство детям и внукам. Я считаю, что ответственные родители так не поступают. Раз уж мы столкнулись с этой проблемой, нам ее и решать. Сколько бы это ни стоило, и сколько бы времени ни заняло», — отметил Собянин.
Торопиться с началом строительства не стоит?
Оппоненты проекта называют позитивным факт признания властями проблемы, но думают, что перечисленных мэром мер недостаточно, призывая провести более подробное комплексное исследование территории вокруг бывшего завода полиметаллов.
«Признание существования могильника радиоактивных отходов — это хорошо, ведь это признание очевидного. Что неправильного в заявлении Собянина? Карта, которую он опубликовал, содержит неполную информацию. То, что красным заретушировано, — это действительно место размещения радиоактивных отходов на склоне, обращенном к Москве-реке. Но Юго-Восточная хорда пройдет по склону к железной дороге, который тоже является местом размещения радиоактивных отходов. Мы обнаружили там несколько существенных очагов превышения радиационного фона этим летом, до нас этот склон вообще никто не обследовал… Сейчас правильного решения проблемы у нас нет, потому что нет полной информации. По итогам обследования должны быть выработаны проекты и проведение государственной экологической экспертизы. На основании этих и наших данных обследования можно будет разработать оптимальный способ решения проблемы. Рекультивация склона может занять десятки лет. Если бы 60 тысяч тонн радиоактивных отходов лежали бы на плоской территории, их можно было бы просто взять и выкопать, и это заняло бы меньше пяти лет. Но в данном случае речь идет о склоне — если начать его раскапывать, это приведет к сползанию радиоактивных отходов в Москву-реку. Поэтому обследование должно идти комплексное, в том числе инженерное», — сообщил Андрей Ожаровский в комментарии ресурсу https://takiedela.ru/.
Эксперт российского отделения Greenpeace Рашид Алимов считает, что начинать строительные работы пока рано.
«Хорошо, что московские власти наконец-то признали, что вокруг Московского завода полиметаллов размещены радиоактивные отходы. Но речь идёт не только о склоне к Москве-реке, но и о склоне у железной дороги. Пока неясно, возможно ли в принципе удалить 60 000 тонн радиоактивных отходов или они должны быть изолированы на месте. Необходимо комплексное исследование. Пока ответы на эти вопросы не получены с
участием общественности, начинать строительные работы на этой территории попросту нельзя», — рассуждает Алимов.
Сообщение Юго-восточная хорда: пройдет ли новая московская трасса через радиоактивный могильник? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .