Горно-Алтайск – городок совсем небольшой, большая его часть — частный сектор. А там, считай, у каждого собаки, да не на цепи, а в свободном выгуле…
Похоже на начало сказки? К сожалению, сказкой, даже страшной, сложившуюся в городе (да и во всей республике) ситуацию назвать не получится. Собаки стаями и поодиночке, большие и маленькие, караулят возле магазинов людей с продуктами и растаскивают мусорные мешки из контейнеров, спят на остановках и бегут по своим делам по дорогам и тротуарам. И им все равно, кто и какие законы принимает, они хотят есть, жить, размножаться, нуждаются в человеке, который бы о них заботился и любил.
По большей части эти псы на людей не нападают — им бы выжить. Но, бывает, проявляют агрессию. С начала этого года в медучреждения обратились уже 17 человек, укушенных собаками. В прошлом году от нападений собак пострадали 618 человек, около половины из них – дети. По статистике, не все эти собаки бродячие, 60% — просто беспризорники, отпущенные хозяевами «размять лапы». О том, что люди (хозяева) нарушают закон и не обеспечивают своим питомцам надлежащее содержание, собаковладельцы даже не задумываются.
Кстати, о законе, том, который с 1 января «Об ответственном содержании животных». Он внес немало сумятицы как в ряды пострадавших, так и в ряды тех, кто раньше «разруливал» ситуацию. Пострадавшие теперь не знают куда звонить, чтобы забрали собаку, потому что горкомхоз неуполномочен, администрация, как вы понимаете, сама ловить не будет, полиция на бродячих собак тоже не поедет, вот если нападет пес, будет создавать угрозу, тогда да, могут выслать наряд.
В настоящее время муниципалитеты кто уже заключил, кто на стадии заключения договоров с подрядчиками на отлов беспризорных и бродячих животных. Отлов! Их не усыпят, не поместят в приют (в республике их просто нет), не найдут им хозяев. С ними, которые совсем ничьи, пока непонятно что будут делать, а вот у чипированных будут пытаться искать владельцев. По закону все верно, с животными надо обращаться гуманно. И вот для того, чтобы каждый понимал меру своей ответственности, чиновники начали работу с людьми. Как сказал Виталий Кичинеков, первый замглавы горадминистрации, давая интервью республиканским СМИ, «…бездомные собаки и кошки не берутся из ниоткуда. Животное может сбежать, потеряться, его могут просто выкинуть, наигравшись… Причин много, но все равно главная из них – человек». Поэтому сейчас чиновники работают над тем, как выявлять собственников собак. Для этого они пошли «в массы» — разослали призыв к гражданам – фотографируйте, снимайте видео, присылайте нам, желательно с указанием адреса владельца и его ФИО, мы приедем и накажем.
Галина Ойношева, жительница города:
— Считаю, очень правильно административные работники сделали, что попросили людей сообщать об отпущенных собаках. Это же невозможно, когда полны улицы псов! Идешь домой и не знаешь, то ли пропустят тебя, то ли нападут. А дети одни в школу ходят! Им каково? Не каждый взрослый от собаки отобьется, а тут ребенок. Моя собака на цепи сидит, никому не мешает, так почему чужие псы мне должны дискомфорт доставлять? Я соседей сразу предупредила: будут отпускать, сообщу куда следует. Порядок должен быть, в конце концов!
Ольга Попова, владелица трех комнатных собак:
— Я боюсь, что от таких звонков в конечном итоге пострадают опять же собаки. Ну, позвоню я в администрацию, ну сообщу, что у моего соседа-пьянчужки пес без привязи бегает по улице. И что? Приедут к нему, штраф выпишут. Вы думаете, он его платить будет? Да ему проще собаку убить, чем какие-то деньги отдавать не пойми за что. Как правило, за собаками вот такие люди и не следят, которые не очень хорошо живут. Какие с них можно будет штрафы взять, ума не приложу.
Василий Петрович Громоздин, житель частного сектора:
— Вот уже где эти собаки! У меня жена каждую весну-лето слезами плачет: залезут, все грядки в огороде перемесят, ничего не растет потом. Ладно бы — бродячие от голода к домам лезли, так нет, наши же соседи и отпускают, вернее, даже не привязывают. То ли, чтобы не кормить? Мол, собака сама найдет, что поесть – у соседей. Разговаривать пытался с соседями – не понимают. Ну, теперь по-другому поговорим. Не хотели по-хорошему, пусть через рубль поймут, как себя вести надо!
— Наталья Захарова, зоозащитница:
— Я никуда звонить не буду! Да, я вижу отпущенных собак, знаю, чьи они. Да, они меня раздражают, дразнят мою собаку, пакостят в огороде, но и портить отношения с соседями я не хочу. Все равно же выяснится, кто звонил, и будут потом на меня косо смотреть до конца жизни. Кроме того, что будет с этими собаками? Приютов нет, забрать их не заберут. В результате, и поругаешься со всеми, и ситуация не измениться. Единственное, может быть, люди сами осознают, что нужно уважать других, держать своих собак на привязи…
Комитет ветеринарии с Госветинспекцией РА подтверждает: приютов на территории региона действительно нет, однако работа по их созданию ведется, но на это нужны дополнительные деньги из республиканского бюджета. Поправки в республиканские законы в области обращения с безнадзорными животными сейчас в стадии согласования. Если будут деньги, то животных начнут собирать, лечить, оперировать, кормить и… снова выгонять на улицу (из муниципальных приютов). Согласно ФЗ-498, поясняющему схему работы с животным, неагрессивную особь следует выпустить через определенное количество времени туда, откуда она была взята. По факту, численность животных в таком случае смогут регулировать лишь частные приюты (читайте — волонтеры), которые и сейчас занимаются этим же, только без контроля со стороны муниципалитетов. По новому же закону эти люди должны будут оформить ИП со всеми вытекающими, вот только финансовая поддержка для них не предусмотрена – предполагается, что они будут существовать на пожертвования.
В настоящее время единственные в Горно-Алтайске, кто пытается хоть как-то помочь бродячим животным, это волонтеры. Они организуют так называемые передержки – подбирают животное, лечат его, стерилизуют и пытаются пристроить в хорошие руки. Кроме этого они занимаются пропагандой. Так, организация «Котопес» уже не первый год проводит ликбезы, призывая стерилизовать животных, даже домашних. У волонтеров свои группы в соцсетях, где они обмениваются информацией и просят помощи. Их ресурсы далеко не бесконечны, поэтому просьбы о сборе средств на корм или лечение появляются регулярно.
Участница группы Галина Богданова опасается, что новый закон существенно уменьшит количество волонтеров, никто не захочет возиться с оформлением документов, и вместо того, чтобы помочь коту или собаке, люди будут проходить мимо. Также по ее словам совершенно нереально, чтобы полноценный, пусть и частный приют, существовал на пожертвования.
— Это только в интернете люди не скупятся на эмоции, ставят лайки под фотографиями животных. В реальной жизни все совсем не так – многие предпочитают не замечать «брошенку» возле остановки, пролистают просьбу помочь накормить животных…
По мнению Галины, ситуацию (частично) может исправить предусмотренное новым законом чипирование.
— По крайней мере, тогда возможно будет найти хозяев потерявшихся животных. Тем более, что на протяжении всего этого года в Горно-Алтайске домашних животных будут чипировать бесплатно. Конечно, хотелось бы верить, что ответственные структуры с помощью чипа смогут находить недобросовестных хозяев, выбросивших питомца, наказывать их, но я не представляю, что ждет зверя потом. Если он уже не нужен, если его уже отправили на улицу, неужели человек вновь не сделает того же самого или попросту не убьет ставшего ненужным друга?
Государство пытается привлечь к ответу тех, кто приручает, однако пока ответственности больше в тех, кого приручают. Они своих хозяев не предают.
Сообщение Собака за хозяина в ответе: как алтайская инициатива расколола общество появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .