Застройщики, которые возводят в нескольких метрах новый элитный квартал «Парус Deluxe», — серьезно повредили часовню. По мнению экспертов, необходимо как можно скорее провести консервационные работы, но на это требуются миллионы.
Капля в море
Храм не ремонтировали десятки лет, и псковичи ежедневно видят, как это маленькое изящное строение все больше приходит в критичное состояние. Настоящим ударом стали строительные работы на набережной, которые начали активно вести в 2019 году. Это реконструкция кампуса псковского университета и возведение элитного жилого комплекса.
Вибрации от тяжелой техники серьезно повлияли на целостность фресок. Именно с прошлого года сотрудники Псково-Изборского музея-заповедника фиксируют осыпи красочного слоя. Экскаваторы, бульдозеры, КамАЗы рыли траншеи для коммуникаций в непосредственной близости от святыни.
«Мы увидели, что работы проводят буквально в 2-3 метрах от часовни. На фресках появились трещины, которые грозят серьезными проблемами. Нам удалось настоять на том, чтобы траншею зарыли и выкопали в другом месте, но негативные последствия мы уже могли наблюдать», — рассказала научный сотрудник Псково-Изборского музея-заповедника Анна Ельпантифорова.
Некоторые работы сотрудникам музея удалось приостановить и даже добиться замены техники на более легкую. Для этого пришлось обращаться в комитет по охране объектов культурного наследия. Те в свою очередь вынесли предупреждение подрядчику о нарушении норм при осуществлении работ с памятником федерального значения.
В частности, застройщик не обеспечил во время работ сохранность объекта культурного наследия. За что комитет возбудил два дела об административных правонарушениях. Суд наложил два штрафа по 200 тысяч рублей за каждое правонарушение. А ранее работы останавливали из-за того, что заказчик и застройщик не обеспечили археологическое наблюдение. Говоря простым языком – на стройке должен находиться специалист, который следил бы за сохранением многострадальной часовни.
Несмотря на все предпринятые усилия, это была, что называется, капля в море. Похоже, сохранность памятника федерального значения заботила только сотрудников музея. Иначе как объяснить, что кроме штрафов никаких действий по сохранению часовни предпринято не было? Специалисты музея считают, что подрядчик мог бы пойти им на уступки.
По-хорошему, машины должны были заезжать с другой стороны набережной, чтобы минимизировать влияние на памятник. Об этом сотрудники музея говорили представителям регионального комитета, но те, в свою очередь заявляли – специального регламента, определяющего, как именно техника должна подъезжать к объекту, нет. Поэтому повлиять никак нельзя.
«Очень жаль, что подрядная организация нас не совсем понимает. Когда еще только разрабатывался проект строительства, проводились экспертизы, связанные с сохранением объекта культурного наследия, подрядчику дали рекомендации. Но их не сочли нужным соблюдать», — сетует Таисия Круглова.
Коммуникации тоже нужно было прокладывать под другим углом, в обход часовни, а не напрямую. Теперь проходящая бок о бок канализация грозит затопить святыню в случае прорыва трубы.
На уровень выше
У хранителя Анастасьевской часовни, старшего научного сотрудника Псково-Изборского музея-заповедника Татьяны Николаевой вызывает опасение и расположение будущей парковки жилого комплекса «Парус DeLuxe».
«Наверняка жители комплекса будут ставить машины рядом с домом, со стороны речки. Это значит, что автомобили будут беспрепятственно заезжать на территорию набережной, создавая определенные вибрации. Стены памятника начнут разрушаться еще больше. Любая вибрация приводит к утрате фрескового слоя», — выразила опасение Татьяна Николаева.
По мнению сотрудников музея, въезд транспорта на территорию комплекса по-хорошему нужно запретить по примеру Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Тогда жизнь фресок можно продлить. Однако без федеральных средств результат все равно будет плачевным. Все строение требует реконструкции.
«Мы ежегодно подаем заявку в министерство культуры, чтобы памятник включили в федеральный проект «Культура России». Вот уже в течение 20 лет никаких результатов. Если выделят деньги, мы приостановим деструкцию, укрепим и законсервируем остроаварийные участки», — пояснила заведующая отделом монументальной живописи Таисия Круглова.
В идеале часовню нужно перенести на холм, считают музейщики, как это было раньше. И это было идеальное место, поскольку памятник прекрасно гармонировал бы с историческим зданием домом Батова. К тому же, храм выглядел бы более привлекательным для туристов, находясь на уровне с переправой.
Раньше часовня стояла на высокой насыпи, на уровне моста. Потом ее решили перенести вниз, на набережную, когда в 1969 году мост решили расширить. Внизу, по мнению экспертов, часовне совсем не место. Непосредственная близость от воды влечет за собой сырость, которая еще больше разрушает фрески и стены здания. Кроме того, недобросовестные граждане бросают с моста мусор, который скапливается возле памятника. Сплошные минусы.
Правда, чтобы часовню перенести, нужно составить проект, на который, опять же, необходимы средства. Пока судьба часовни, кажется, заботит только сотрудников музея.
Счет идет, конечно, не на часы, но и не на десятилетия. Пока областные власти пытаются изо всех сил сделать Псковский регион более привлекательным для туристов, в то же время они не делают ничего, чтобы сохранить культурное наследие, которое могло бы стать прекрасным туристическим объектом и изюминкой Пскова. Десяток храмов области стали объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этого добивались долгие годы, чтобы привлечь к историческим ценностям больше внимания. И одновременно с этим прямо в центре города умирает бесценный храм.
Сообщение Возрождения.Net: Псков может лишиться одной уникального памятника появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .