— Александр, ты был на самом мероприятии?
Да нет, не был. В последние 2 года на празднование Дня печати не хожу. Чувствуешь себя как-то не в своей тарелке — словно чужой среди своих. При чиновниках коллеги-журналисты с некоторых пор стремятся не демонстрировать какую-либо связь со мной, сторонятся (сам знаешь, на таких мероприятиях, в основном, правительственные СМИ и районные газеты представлены). Турчак выгнал из «Единой России» главу Чувашии Игнатьева в день его послания
Вот и подумалось: зачем портить людям праздник… А насчет диктофонной записи, так ее сделал по любительской трансляции в Фейсбуке. Я просто написал новость по данному поводу, и мой верстальщик разместил все это на странице сайта. И на Ютюбе разместил. Никакого специального умысла с черным фоном у меня не было. Скорее всего, это технические особенности диктофонной записи на смартфон. А на Ютюб запись пошла с картинкой, где ее выискал мой верстальщик – не знаю.
— И все же – я своими глазами видел- начальная запись была размещена на черном «траурном» фоне и какое-то время в таком виде продержалась. И это, кажется, символично, тем более что произошло это помимо твоей воли! Мистика, одним словом! Да и на Ютюбе картинка с портретом Игнатьева до сих пор висит на черном фоне. О такой детали хотелось бы узнать: в начале выступления Игнатьев говорил, что называется «за здравие». Ты намеренно вырезал и разместил только тот фрагмент его выступления, где он уже говорит за «упокой»?
Ну да, так и есть. Разместил именно то, что резануло слух. Потому и взял тот фрагмент, где он дважды призывает «мочить» журналистов, которые критикуют власть, как он говорит, «и днем и ночью». Его я и прокомментировал в сопровождающей заметке.
— После размещения твоей короткой оценки выступления Главы (теперь уже с «исторической речью») сразу же посыпались комментарии твоих читателей? И еще один вопрос: на следующий день ты вновь возвращаешься к данной теме -причина в том, что откликнулись высокие персоны?
Не сказал бы, что сразу пошли отклики. Суббота ведь. Ближе к вечеру действительно посыпались читательские оценки. А в воскресенье утром в редакцию обратился представитель мониторингового центра «Защита прессы» СПЧ при Президенте РФ, там хотели удостовериться в существовании данного факта, посчитали, что лучше один раз услышать, чем десять раз прочитать, и попросили подтвердить достоверность аудиозаписи с фрагментом выступления Игнатьева. Путин раскрыл, почему потерял доверие к экс-главе Чувашии Игнатьеву
Последовал первый отклик из Москвы. А там, далее — пошло-поехало. И теперь уже десятки СМИ и информагентств распространили перлы главы Чувашии со ссылкой на «Правду ПФО». Посещаемость сайта подскочила до сотен тысяч уникальных посетителей. Свои комментарии дали политические и общественные деятели, журналисты, простые блогеры… Между тем, на сайте самого Главы (т.е. на главном портале органов власти региона) можно было найти лишь краткое изложение выступления Игнатьева.
Там до сих пор и намека нет на сильные выражения, прозвучавшие из уст Михаила Игнатьева. Что ж, «Правда ПФО» попыталась восполнить этот пробел, разместив любительскую аудиозапись высказываний высокопоставленного должностного лица. Конечно, в таких случаях требуется видеоряд. И главное, до сих пор никто не выложил этот таинственный видеоряд с записью данного фрагмента выступления. А ведь на этом мероприятии присутствовали и каналы телевидения, и информагентства с профессиональной аппаратурой.
— Вот-вот, к этому веду! Любительская аудиозапись запись, сделанная, скорее всего, на простенький смартфон или диктофон (местами заметен плавающий звук), и вдруг, именно она становится объектом внимания первых лиц России, которые сравнивают твою расшифровку и соответствие твоего короткого комментария услышанному. И тут же дают резкую отповедь зарвавшемуся Главе Чувашии. В общем, из искры возгорелось пламя?..
Вроде, так получилось. Сам не ожидал, что оригинальное поздравление главы Чувашии в адрес журналистского сообщества, прозвучавшее в день праздника российской и чувашской печати и записанное на диктофон получит такой оглушительный резонанс. Позже, через 3 дня, Игнатьев выкинул номер с ключами – заставил подпрыгивать за ними майора МЧС. Пришлось откликнуться материалом — посвятить опять же короткую заметку, посвященную «мочителю журналистов». Пошли по новому кругу высказывания правительственных чиновников высокого ранга, общественных деятелей… Цитировать не буду – они в открытом доступе. И, в конце концов, появился президентский указ об отрешении Михаила Игнатьева от должности Главы Чувашии «в связи с утратой доверия».
— Ты часто жестко критиковал Игнатьева. Но, смотрю, на портале «Правда ПФО» наряду с критикой действий правительства Игнатьева, достаточно много материалов, отражающих определенные успехи его правительства. Между тем, тебя лично неоднократно пытались «мочить», не говоря уже о недопуске на некоторые значимые республиканские мероприятия. А в 2014 году даже пытались обвинить в экстремизме…
Да было такое. С «экстремизмом» у них ничего не получилось, обвинение лопнуло на стадии доследственной проверки. Впрочем, это отдельная тема. О том, что «Правда ПФО» пыталась и пытается отображать успехи и неудачи в действиях правительственных чиновников, особой заслуги не вижу. Ну и потом, зачем превращать издание, которое именуется «Правдой» и ты его возглавляешь, в орудие мести?! Абсурд!
— Задам сразу два связанных, на мой взгляд, вопроса. Не будь этой двухминутной диктофонной записи с твоим первичным комментарием, история Чувашии могла бы сложиться иначе. Я к тому, что не будь твоей диктофонной двухминутки, никто бы не обратил внимания на концовку выступления Игнатьева, и, скорее всего, по сей день он оставался бы Главой республики. При этом, поняв одобряющие аплодисменты журналистов и чиновников высокого ранга, присутствовавших в зале как позитив, воспринял бы это как руководство к действию, приступил бы к операции «мочить».
Вначале попытаюсь порассуждать на тему второго вопроса. Кстати, двукратное слово «мочить» было адресовано министру информполитики, он даже имя его назвал. А по большому счету Игнатьев не сказал чего-то нового. В Чувашии давно действует подобная идеологическая установка. Есть еще один аспект этого события, на который невольно обращаешь внимание. Один из участников празднества поделился с «Правдой ПФО» такими словами, цитирую: «Это ужасно, но выступление Игнатьева прошло под громкие аплодисменты зала. Я тоже хлопал в ладоши, чтобы не выглядеть белой вороной. А ведь коллеги прекрасно понимают, что в любой момент очередь может и до них дойти. Попадешь в немилость – мигом «замочат. И ведь бояться, вроде, нечего. Средняя зарплата журналистов в регионе одна из самых низких в стране, однако, срабатывает инстинкт угодничества». Правительство Чувашии отправлено в отставку вслед за шутником Игнатьевым
А по поводу возможного дальнейшего правления Игнатьева могу только сказать: яблоко созрело и рано-поздно оно должно было упасть. Ведь журналистика именно для того существует, чтобы не только хвалить, но и критиковать власть, отслеживать работу властных структур. А к свободной журналистике у чувашской власти было определенное отношение. Помнишь, не так давно Глава Чувашии совершенно откровенно публично на встрече с редакторами правительственных и муниципальных изданий заявил, мол, есть журналисты, которые выполняют определенные заказы, «хотят дестабилизировать ситуацию». Путин сменил главу Чувашии после скандальной шутки с офицером МЧС
Давай-ка дам цитату. «Они, конечно, хотят, но у них не получается. И я с учетом того, что владею определенной информацией из источников, конечно, это плохо. И потом они никакой ответственности не несут. Вообще в закон о средствах массовой информации нужно внести дополнительные какие-то нормы, чтобы по факту не только там решение суда, а вообще по факту, чтобы несли определенную ответственность – административную там и другие ответственности». Речь Игнатьева, как всегда, путанная, но ясно видно, что Игнатьев, мягко говоря, недолюбливал журналистов, которые осмеливались его критиковать.
Думаю, с новым руководителем, пока еще он и.о. Главы Чувашии, у журналистов сложатся несколько иные отношения. В этом плане первый Президент Чувашии, когда его поругивали журналисты, часто цитировал Черчилля: «Демократия — скверная штука, но лучше нее пока ничего не придумали». Ну, а свободная демократическая журналистика, наверное, лучше всего иллюстрирует это крылатое выражение.
— Под занавес нашей беседы, тебе как автору не одной тысячи статей, критических и проблемных материалов, расследований, написанных за 45 лет журналистской деятельности, — такой вопрос: политика это игра? Если «да», то с каким видом спорта она в твоем сознании ассоциируется?
Согласен, политика – это шоу. Это игра. Самая близкая ассоциация – шахматы.
— И последний вопрос. Нынче часто цитируют такие слова Отто фон Бисмарка: «»Политика — есть искусство возможного». На твой взгляд, можно ли сказать «Журналистика – есть искусство возможного»?
Можно, но для себя я сделаю решительную поправку: «Журналистика в определенные периоды – есть искусство невозможного». Потому она и зовется «четвертой властью».
Сообщение После записи с призывом Игнатьева «мочить» журналистов мне позвонили из СПЧ появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .