Кладбища не по-Кингу
Всего в Курске около пяти мест стихийных захоронений собак и кошек – урочище Горелый лес на выезде из города, огромный, не до конца благоустроенный парк «Боева дача», и еще два места в одном из спальных районов города – «Волокно».
Скажем сразу – не по Кингу. В Горелом лесу картина удручающая и трогательная. В два ряда вдоль сосен протянулись маленькие холмики, увенчанные подобиями памятников с фотографиями, кличками зверей и периодами их недолгой жизни. На могилках – любимые игрушки и личные вещи питомцев. Пластиковые кости, мягкие зверюшки, ошейники.
В аккуратно покрашенных оградках, букетиках цветов, самодельных табличках чувствуется хозяйская любовь. Атмосфера здесь вовсе не зловещая, и отсылка к произведению Кинга, на которой сыграли многие СМИ, пожалуй, совсем неуместна. Здесь тихо, спокойно и печально, – как и должно быть на кладбище.
Несколько могил разрыты и пусты – возможно, постарались дикие звери. На «Боевой даче» нам удалось разыскать несколько свежих могилок зверей и пару старых замшелых плит. На «Волокно» картина и вовсе печальная – здесь у пешеходной дорожки ряд безымянных холмиков, некоторые столбики с фото и кличками зверей вырваны и валяются среди деревьев.
Помпезных захоронений мы не нашли, хотя пользователи соцсетей уверяли, что в Курске они есть – настоящие гранитные памятники с изображением Мурок и Бобиков. Просто хозяева их хорошо спрятали от посторонних глаз.
Тема, о которой никто не говорил, по крайней мере, последние лет 20-30, вдруг всплыла и стала проблемой. Курские власти считают это захватом муниципальной земли, а санитарные службы – загрязнением окружающей среды. Оказывается, нельзя просто так взять и похоронить мертвое животное где-нибудь в лесу. Мы в ответе за тех, кого приручили — даже после смерти. И если верить курским властям, то вскоре на кладбища нагрянут санитарные врачи и даже полиция. А, может, уже нагрянули.
Николай Цыбин, первый заместитель главы г.Курска:
«Если выявляются такие случаи, то УМВД будет привлекать к ответственности за нарушение закона «Об административном правонарушении». И если есть большая социальная значимость, то жду обращений. Мы вместе с ветеринарной службой возьмём там пробы грунта. Будет нам предписание всё это утилизировать, то, значит, будем изыскивать средства в бюджете, если это муниципальная территория».
В ветеринарной службе нам также объяснили, что стихийные захоронения противоречат действующим санитарным нормам – мало ли чем болел зверь? По правилам биологические отходы нужно перерабатывать на ветеринарных санитарных утильзаводах или обеззараживаться в биотехнических ямах. Но этого в Курске нет. Остаются крематоры, которые работают на коммерческой основе в ветеринарных клиниках и на станции по борьбе с болезнями животных.
Вячеслав Тарасов, руководитель курской городской станции по борьбе с болезнями животных:
«Если животное погибло, по-хорошему, необходимо обратиться в ветеринарную клинику. Если перед смертью оно имело контакт с гражданами, может быть, у животного имелись признаки, характерные для бешенства, оно кого-то поцарапало или покусало, то непосредственно надо обращаться на нашу городскую ветеринарную станцию. Чтобы наши специалисты могли провести исследования. Есть заболевания, которые могут длительное время сохраняться в почве, и соответственно, если какие-то дети или подростки решат там провести эксгумацию данных трупов, то могут быть проблемы. Обращайтесь к нам на городскую ветеринарную станцию, будем решать данный вопрос, данную проблему»
Похоронить нельзя – сжечь дорого
Если животное умерло от старости и без признаков каких-либо заболеваний, его опять же, по закону, нужно вести на кремацию. Услуга это недешевая. Кремировать мелкое животное, например, крысу, стоит в пределах 500-800 рублей. Ценник на крупных кошек, собаки и прочую домашнюю живность может доходить до 3 тысяч рублей. Индивидуальная кремация с помещением праха в урну и даже посадкой туда семян дерева (как символ продолжения жизни питомца) стоит до 6 тысяч рублей.
В Курске такое может позволить себе не каждый любящий владелец. А для одинокой доброй бабушки с тремя кошками в квартире и пятью, которых она кормит у подъездов, такие услуги просто роскошь. Официальная позиция вызвала у курян неоднозначную реакцию. Споры начались в соцсетях и комментариях к новостям:
Юлия Лебедева: «А куда люди должны мертвых питомцев девать??? На шаурму продавать??? Прям спать теперь не будете от того, что где-то, где вы никогда не были и не будете, собаку похоронили… Катастрофа! Свалки мусора за гаражами и на детских площадках на Вас такого впечатления не производят почему-то… Последнее заберите у людей!.. Запретите и любить, и скорбить, и помнить…. Что ж за город такой?????»
Ирина Морозова-Черникова: «Вау вау вау….собакозащитники))) может кто гуляет в лесу ..а тут могилки…памятники…на дачах своих хороните…засрали лес!!! Спасибо хоть власти заинтересованы…По поводу детских площадок тоже реагируем, у нас спасибо чисто!!!»
Светлана Алдушина: «Ну больше же интересоваться нечем, проблем то нет больше. У них, правда, из-за износа канализационных сетей и очистных сооружений через пару лет весь город дерьмом зальет, но разве это проблема… Кладбище животных важнее»
«Намордник и на Луну?»
Один из волонтёров г. Курска, зоозащитница Софья Сыромятникова, считает, что владельцы животных остаются одной из самых незащищенных категорий граждан. И предложение снести кладбища, которые по факту никому из жителей города особо не мешают, называет нарушением прав владельцев:
«Мы так же работаем и платим налоги, а на деле получается, что каждый может накричать на улице: «Наденьте на собаку намордник, уходите гулять в другое специальное место!» А где эти места? Их нет. А кто нас с животными защитит от нападения психически нездоровых, пьяных, наркоманов? Наших животных можно травить (многочисленные случаи зафиксированы на КЗТЗ в декабре), наших животных можно резать (Зена-американский бульдог), можно расстреливать (Мирон), а мы должны надевать намордники, брать собак на короткие поводки и улетать на Луну? Теперь еще и хоронить нельзя? Прошу заметить, что собачники уважают права других людей. Захоронений нет ни в парках, ни во дворах, ни в местах общественного пользования. Со своим горем они уходят подальше от глаз других людей. Эти захоронения не вредят и никому не мешают. Но и тут начинают придираться. Это прямое ущемление прав граждан конкретной категории, в частности владельцев собак. Возникает некий перекос. Если у тебя нет животных, и ты их не любишь — ты человек с правами, а если ты владелец собаки и любишь животных — ты вообще не человек и дети твои не люди. О какой тогда толерантности мы можем говорить? О каком уважении к правам другого человека, если в нашем городе практически на официальном уровне владельцы животных признаны бесправными существами? Получается, мы не имеем права ни любить, ни скорбить, ни хранить память о любимце… Для владельца собаки его четвероногий друг — любимый член семьи. Многие крайне тяжело переживают гибель питомца. А дети? Ребёнку иногда легче перенести потерю, когда он может прийти на могилку к любимому Мухтару, принести мячик, поговорить о нём с близким человеком… Дети учатся добру, ответственному отношению. Ведь сейчас наступило время бездушия. Люди, которые прикрываются интересами детей, забывают о детях, разбрасывая, например, отраву. Для ребёнка огромный стресс и трагедия видеть мучения даже чужого животного, что уж тогда говорить о любимом…»
«Погребения с крестами – кощунство!»
«Любить животное нужно, но не доходить до крайности в сохранение его памяти не стоит», — считает настоятель храма святых Царственных страстотерпцев, протоиерей Олег Чебанов. Дело в том, что на некоторых могилках зверей замечены самодельные крестики:
«Появление четвероногого питомца в семье — это всегда радость и для детей, и для взрослых. Для одних — это предмет заботы и забавы, для других, (особенно одиноких) — отдушина. Прожив бок о бок десятилетие, а то и больше, животные в семье становятся практически их членами, и расставание с ними причиняет душевные переживания и боль. Однако, культ животного, каким бы ни было эмоциональное отношение к нему, не должен претендовать на равенство с высоким достоинством человека. Христианская погребальная традиция не знает особого захоронения животных и специальных кладбищ. Провожая в последний путь умершего христианина, Церковь молится об упокоении его бессмертной души, на могиле устанавливается крест как символ грядущего воскресения для вечной жизни. От этого погребение животных на специальных кладбищах и особенно установка крестов выглядят кощунственно по отношению к Богу и людям. Тем, кто желает сохранить память о животном, я бы посоветовал деньги (порой, немалые), которые тратятся на кремирование, оплату колумбария или могилы, установку гранитного памятника с фотографией любимого питомца, потратить на корм для бездомных животных»
P.S. Мнение автора
В этой истории можно понять все стороны, хотя власти в своем заявлении радикально избавиться от незаконных кладбищ, которые, на первый взгляд никому особо не мешают, наверное, перегнули эмоциональную палку. Для кого-то «Мурка» — это всего лишь зверь, а кому-то она стала членом семьи. Кремация стоит дорого, вернее, она стоит денег, а они есть не у всех. И нет какого-то внутреннего областного закона, четко регламентирующего, что делать с погибшим домашним животным. А это действительно серьезный вопрос, и, если говорить о санитарной стороне процесса, никто не знает, какой штамм вируса появится вслед за тем, вакцину от которого ищут сейчас во всем мире. И кто станет его переносчиком. Определенно в отношениях «владелец-животное-общество-власть» нужно навести порядок, не ущемляющие ничьи права и регулирующий целый ряд вопросов.
Сообщение В память о Мурке: курские кладбища домашних животных сравняют с землей? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .