«Метрополис», 1927 г.
Эпическое полотно Фрица Ланга о футуристическом городе «Метрополис» обошлось студии UFA в 1.3 млн рейхсмарок. Однако, ни кассовые сборы у себя на родине, ни положительная критика, ни заграничный прокат не покрыли затрат на производство. В результате кинокомпания оказалась на грани банкротства.
Но при всем при этом лента стала важнейшим произведением в эпохе немого кино, ярчайшим образчиком немецкого киноимпрессионизма. Режиссерские решения Фрица Ланга до сих пор проходят в киношколах, а сам фильм и в XXI веке поражает своим размахом.
«Клеопатра», 1963 г.
Исторический эпик Джозефа Лео Манкевича с Элизабет Тейлор в главной роли собрал приличную кассу. Однако даже внушительные сборы не смогли покрыть не менее внушительный производственный бюджет в $31 млн. Студия 20th Century Fox оказалась на грани банкротства. И только продажа прав на демонстрацию по ТВ немного выправила финансовую ситуацию. Кстати, после «Клеопатры» Голливуд поставил на паузу выпуск дорогостоящих исторических кинолент.
Зато сегодня, когда на экране царит сплошной хромакей и CGI, кинорежиссеры регулярно обращаются за вдохновением именно к тому времени, когда все создавалось вживую.
«Бразилия», 1985 г.
После того, как Терри Гиллиам закончил со славным междусобойчиком под названием «Монти Пайтон», он ступил на территорию неизведанного и непознанного. Выпустив антиутопическую «Бразилию», режиссер заставил (и заставляет до сих пор) многих взглянуть под другим углом на мир абсолютной и тотальной бюрократии. Да, не всем зрителям эта перспектива понравилась. Тем не менее, сегодня «Бразилия» – это культовая лента, признанный шедевр мирового кинематографа.
«Остров головорезов», 1995 г.
Каждый, кто рос в эпоху видеосалонов, не раз смотрел приключенческий боевик Ренни Харлина. Лихая пиратка в исполнении Джины Дэвис приковывала к себе все внимание. Но даже при всей этой красоте с нотками ностальгии, оказывается, «Остров головорезов» стал настоящей финансовой катастрофой. Критики разгромили его, а зрители отказались голосовать рублем долларом. И в результате в копилке фильма оказалось всего $10 млн. Против $98 млн, потраченных на создание. А Ренни Харлин еще и получил номинацию на «Золотую малину» за худшую режиссуру. Но даже несмотря на все эти превратности судьба, картина обрела культовый статус – пусть и в определенной среде.
«Большой Лебовски», 1998 г.
Черная комедия положений от братьев Коэн уже давно разошлась на цитаты (позже – на мемы). А ведь в 1998 году история Чувака тронула очень немногих. Несмотря на положительный прием в прессе сборы ненамного превысили сумму, потраченную на съемки. И если бы не заграничный прокат, все было бы совсем печально.
Но с годами фильм обрел культовый статус, а Джон Туртурро даже снял продолжение-спин-офф под названием «Дальше некуда».
«Стальной гигант», 1999 г.
Каждый хоть раз вытирал слезы полотенцем, когда смотрел финал мультика про отважного робота из далекой галактики. Образ «стального гиганта», который вопреки клише противостоит насилию, а не множит его, мгновенно стал культовым. И хотя в прокате мультфильм благополучно провалился, мини-революцию в умах он все же устроил. Оказалось, что даже огромный инопланетный боевой робот может заботиться о людях больше, чем они сами заботятся о себе. Эта идея впоследствии нашла воплощение во множестве фильмов и сериалов.
«Последняя фантазия», 2001 г.
Сейчас сложно представить мир без этого анимационного фильма. Впервые в истории полнометражных лент все герои были полностью смоделированы на компьютере. Можно долго рассуждать, что именно стало причиной его провала в прокате. Одни назовут типично «анимешный» сюжет. Другие скажут, что все дело в непривычной (для зрителя 2001 года) подаче. А поклонники одноименной серии игр остались недовольны тем, что фильм получился слишком уж самостоятельным произведением. Да, гадать можно долго. Но нельзя отрицать тот факт, что сегодня «Последняя фантазия» входит во всевозможные списки «Самых любимых» и «Самых популярных».
«Малхолланд Драйв», 2001 г.
Полет фантазии великого и ужасного Дэвида Линча – это всегда очень специфический полет. И в том, что фильмы живого классика не могут похвастаться кассовыми сборами, нет ничего удивительного. Однако, та же самая лента, которая провалилась в прокате, получила «Золотую ветвь» в Каннах и «Сезар». А издания Rolling Stone, Village Voice, Sunday Times и The Guardian включили ее в список лучших кинокартин десятилетия. Это ли не показатель культового статуса?
«Хранители», 2009 г.
Зак Снайдер не просто перенес на экран графический роман Алана Мура и Дэйва Гиббонса – он снял остросоциальный комикс. Но в 2009-м то ли зритель оказался не готов к такому мрачному повествованию, то ли любителей хэппи-эндов смутила концовка, в которой авторы отказались от компромиссов, то ли хронометраж в 2.5 часа сыграл с фильмом злую шутку. В общем, шествие по кинотеатрам обернулось провалом. Зато сейчас, десять лет спустя, «Хранители» возглавляют множество списков лучших комикс-экранизаций и являются своеобразным эталоном качества. Заслуженно.
«Безумный Макс: Дорога ярости», 2015 г.
Если посчитать, сколько времени и денег ушло у Джорджа Миллера на разработку и съемки квадриквела, можно было предположить, что в лучшем случае фильм выйдет «в ноль». В итоге фильм почти вышел «в ноль». Если бы не расходы на маркетинг.
Но даже несмотря на кассовую неудачу, новый «Безумный Макс» был высоко оценен профессиональным киносообществом. А в начале этого года журнал Empire поместил картину на первое место в своем списке ста лучших фильмов за первые двадцать лет XXI века. Еще одно подтверждение высокого качества!
Сообщение 10 неочевидных кассовых провалов в кино появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .