Современный мир, увы, жесток и зачастую беспощаден. С одной стороны, вошедшие в жизнь и быт людей новейшие технологии помогли сделать огромный шаг к комфорту. Доступная сотовая связь, общение в социальных сетях, возможность отправить/получить денежные переводы, совершить покупки легкими манипуляциями с сенсорным экраном – сейчас даже представить сложно, что когда-то мы обходились без всего этого. С другой – использование гаджетов открыло лазейку к нашим финансам для охотников за чужим добром.
При должной бдительности ряда проблем можно избежать. Однако возраст, неосведомленность, а порой и банальная доверчивость нередко играют на руку мошенникам. Примеров, когда люди попадались на удочку злоумышленников, немало. Так, эксперты насчитывают не один десяток способов потери денег с помощью телефона самого пострадавшего. Причем, в некоторых случаях, даже потеряв энную сумму денег, люди не сразу понимали, что именно произошло.
Поэтому на отдельных моментах стоит остановиться подробнее. В первую очередь, ради сохранности кошельков тех, кто предпочитает учиться на неудачном опыте других.
На днях одна знакомая из Черкесска получила смс следующего содержания: «Вам на счет пришли 200 рублей. Спасибо за пользование услугами Мегафона». Вроде бы ничего особенного. Дама восприняла как должное. Ведь сама она или родные нередко пополняют баланс друг друга. Сперва женщина не обратила внимания на номер, с которого пришло сообщение. Чуть позже «неизвестный благодетель» написал, что случайно отправил женщине 200 рублей и попросил перевести деньги на номер другого оператора. Дама перепроверила первое сообщение. Действительно, телефон относится к другому региону. Значит, возможно, произошла какая-то ошибка. Не проверив баланс, дама выполнила вежливую просьбу и…осталась в огромном минусе. Оказалось, что никакие суммы на ее телефон недавно не приходили, а доверчивая женщина отправила на впоследствии заблокированный номер в несколько раз больше, чем к ней якобы поступило.
Другой пример из области психологии. Пострадавшим оказался отец моего коллеги, с которым мы на машине отправились в соседний регион — работать на одном мероприятии. Поздно ночью мужчине пришло сообщение: «Папа я попала в ДТП! Погибли люди! На меня хотят повесить дело! Срочно нужны деньги! Потом объясню». В иное время суток пожилой человек, возможно, попытался связаться с сыном, выяснил бы подробности случившегося. Да и смс от женского лица также должно было насторожить. Но не в 3 часа, когда одна часть организма еще видит сны, а другая – судорожно ищет варианты решения только что свалившейся проблемы. Выбор кажется очевидным. Деньги отправлены. Сыну оказана посильная помочь. Можно ложиться спать. Лишь утренний звонок коллеги, сообщившего родителю об успешном
мероприятии и скором возвращении домой, отрезвил мужчину. Он собственноручно расстался с огромной частью своих сбережений.
Последний пример – уже из личного опыта. Несколько лет назад, еще работая на одно ведомственное учреждение, приобретал гаджет через дилера оператора сотовой связи. В нагрузку шли две сим-карты. Отказаться от них, как утверждали продавцы, не было никакой возможности. На стоимость товара этот балласт никак не влиял, поэтому безропотно согласился принять «подарочек». Заполнил необходимые документы, оставил запрошенный торговцами контактный номер телефона, забрал покупку. Активировать карточки не стал – знал, что в этом случае точно начнутся списания денег. Лишь спустя какое-то время понял, что этот процесс уже запустили без меня. По крайней мере через пару месяцев на единственный номер начали приходить сообщения о необходимости пополнить баланс ранее незнакомых мне телефонов. Решил, что это какая-то ошибка. Спустя еще месяц меня буквально замучили новые смски с куда большими суммами долга. За разъяснениями обратился в контактную службу поставщика связи. Там-то мне и открыли глаза на случившееся. Зарегистрированные на меня сим-карты были активированы и ежедневно поглощали сперва баланс, затем установленный на них кредитный лимит. Лишь когда суммы долга выросли до четырехзначных чисел, оператор связи начал закидывать уведомлениями тот телефонный номер, который был указан в договоре купли-продажи. Не имели ровным счетом никакого значения доводы о том, что я не пользовался услугами, не активировал сим-карты и даже не помню, как они выглядят и где сейчас находятся. Как и попытки добиться справедливости и признаний от сотрудников того самого магазина, откуда несколькими месяцами ранее я, довольный, уносил свою покупку. В итоге мне были предложены два варианта решения вопроса: оставить номера или отказаться от них. Но что бы я ни выбрал, это не отменяло необходимости оплатить накопившийся долг. И ведь слышал же про подобные истории и не совсем честное поведение персонала некоторых салонов связи. Однако верил, что уж мне-то такие проблемы не грозят. С другой стороны — еще повезло, что от моего лица были активированы всего лишь телефонные карточки, а не что-то куда более существенное и неподъемное для моего бюджета. Случись подобное сейчас, я б сперва детально расспросил про навязанные мне сим-карты, поинтересовался, где именно в правилах организации указано обязательное и «бесплатное» получение клиентом не входящих комплект наименований товаров. Если симки все же идут в наборе с гаджетом, потребовал бы (имел на это право) не активировать карточки. Но, как говорится, многие из нас крепки задним умом.
Как видим, во всех случаях дальнейшие попытки вернуть утраченное ни к чему не привели. По данным операторов сотовой связи, они регистрируют большое количество обращений (от одной тысячи жалоб в день) на мошеннические действия со стороны неизвестных лиц. Безусловно, порой в махинациях могут быть замешаны и сотрудники самих операторов, и их дилеры, и контент-провайдеры. Однако проводимый компаниями отсев сомнительных партнеров позволяет минимизировать риски в данном
направлении. Поэтому в настоящее время главной угрозой остаются представители криминального мира. Они используют все новые и новые уловки, чтобы выудить деньги из граждан. То называют себя сотрудниками операторов сотовой связи, то заявляют о выигрыше абонентом большой суммы денег, которая перейдет на его счет в случае активации кода и так далее. Однако прежде, чем вы решитесь следовать инструкциям, стоит помнить несколько деталей. Любые свои акции известные компании афишируют заранее. Информацию о тех или иных изменениях тарифов можно узнать на официальных сайтах операторов связи, а не проходить бездумно по отправленным вам с незнакомых номеров ссылкам. Да и указанные выше случаи ни за что бы не произошли, будь пострадавшие более внимательными.
Сообщение Внимание к деталям поможет сберечь ваши средства появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .