Президент России Владимир Путин поддерживает судостроение на Дальнем Востоке – при строительстве средних и малотоннажных судов компенсируется 30% от их стоимости. И такие заказы уже есть. Но параллельно принято еще одно решение – по итогам аукционных крабовых квот поддержать и строительство краболовов на востоке страны. Поддержка заказчика составляет 20%.
Арифметика следующая: заказчик краболовов, т.е. получатель квоты, должен в течение пяти лет построить краболовное судно. Всего предусмотрена на вылов краба 41 квота, на сегодня 35 квот уже распределены. И из 35 судов-краболовов, которые будут строиться в обмен на квоты, 16 будет заложено на дальневосточных верфях.
«Обсуждали, кто может построить среднетоннажный краболовный флот у нас в Приморье. Заявилось всего три предприятия — Восточная верфь, Находкинский судоремонтный завод и Славянкинский судоремонтный завод. Но уже столкнулись с проблемами. Необходимо обновление основных фондов, должен быть кадровый приток. Наши судостроительные предприятия находятся в сложной обстановке. У них серьезный конкурент – завод «Звезда». Конечно, такие предприятия должны быть. И отрадно, что там строятся суда для Севморпути. Но заводы, которые будут строить краболовы, и «Звезда» — находятся в разной «весовой» категории, они существуют в разной конкурентной среде. Более тогою с одного из этих заводов за год ушло тысячу человек. Ушли на «Звезду». Там высокая зарплата, ведется строительство жилья, открываются хорошие перспективы», — сетует президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
У «Звезды» серьезные государственные дотации. Там создана Территория опережающего развития, что влечет за собой льготное налогообложение. А судостроительные заводы, которые перечислены выше, только-только стали резидентами Свободного порта Владивосток (СПВ): Находкинский СРЗ получил этот статус 31 декабря 2019 года, Восточная верфь – 29 января 2020 года.
В конце ноября на «Восточной верфи» был заложен первый краболов. Запуск нового механизма (прим: «Квоты в обмен на инвестиции») позволит организовать в Приморье процесс длительного жизненного цикла: обслуживание, ремонт судов. Всего на АО «Восточная верфь» для компании будут построены семь рыбопромысловых судов: два судна для добычи и транспортировки краба в живом виде, два судна процессора для добычи и переработки краба и три ярусолова для промысла трески. Контракт на строительство краболовов уже заключен.
«Предварительно у Находкинского СРЗ видим 9 контрактов на строительство 9 краболовов. Хотелось, чтобы эти контракты были выполнены в срок. И надо пользоваться теми преференциями, которые есть. В частности, Находкинский СРЗ, будучи резидентом СПВ, может использовать положенные льготы — в случае непредвиденных расходов через налоговые льготы компенсировать их и тем самым удерживать коллектив, выполнять заказы и двигаться вперед», – отметил Александр Козлов.
«Став резидентом СПВ, получили возможность пользоваться соответствующими преференциями. Это поможет как в привлечении дополнительной рабочей силы, так и в вопросах себестоимости. Конечно, цену на краболов низкой не назовешь, поэтому на уровне правительства и принимается решение о компенсации части затрат для судовладельцев, которые заказывают суда на Дальнем Востоке. Завод так же является участником национального проекта «Производительность труда и занятость населения» — там тоже есть большие преференции в виде субсидий и низких ставок на финансовые кредиты, и мы начинаем этим пользоваться», — пояснил гендиректор Находкинского СРЗ Николай Болгар.
Сейчас в работе есть ряд распорядительных документов, которые при строительстве судов регламентируют номенклатуру оборудования. И эта номенклатура должна соответствовать требованиям союзных государств. Но министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов считает, что квоты на объем отечественного оборудования на российских судах не должны распространяться на суда, построенные на Дальнем Востоке. Ибо бывают случаи, когда решения должны приниматься оперативно, а эти документы могут нести ограничительную функцию. И сейчас эту инициативу сейчас обсуждают в Минвостокразвития и Минпромторге.
Но построить судно – это только полдела. Надо еще повернуть вектор таким образом, чтобы суда и обслуживались в дальневосточном регионе. И сейчас одна из приоритетных задач — восстановления ремонтной базы.
В ходе XIV Международного конгресса рыбаков, который проходил во Владивостоке в первую неделю октября 2019 года. прозвучало. Что крабовые аукционы и строительство крабовых судов – это все большой бизнес. Малый и средний бизнес в данном случае может остаться за бортом. Но Александр Козлов предложил посмотреть на ситуацию под несколько иным углом зрения.
«Все это делается для людей. Больше 70% судов, которые сегодня рыбачат, имеют большой процент амортизацию и очень высокую степень износа. Мы сейчас боремся за принятие любых решений, которые бы позволили нам вернуть те достижения прошлого столетия, когда Приморский край был лидером в этой части. Из-за того, что в 90-е года наша страна пребывала в состоянии турбулентности, мы потеряли этот рынок, и на него зашли китайцы, корейцы. И когда судостроители будут строить суда не единицами, а поточно, то изменится и себестоимость. Такая ситуация уже на заводах Калининграда и Санкт-Петербурга. И все идут туда. Но рыбаки при этом несут финансовые потери. Перегнать судно на Дальний Восток, где сконцентрировано более 80% всего рыбопромыслового запаса России, — это уже амортизация и износ. Мы же предлагаем компенсацию заказчику, чтобы ему было выгодно идти на дальневосточные СРЗ и закладывать судно здесь», – пояснил Козлов.
Если говорить о том же Находкинском СРЗ, то начало строительства первого краболова – 1 квартал 2020 года. В планах – девять судов. Последнее судно должно быть спущено на воду в 4 квартал 2024 г. График очень напряженный. Рыбаки опасаются, что дальневосточные верфи могут не справится и с объемом и не вписаться в обозначенные сроки.
«Мы готовимся к таким объемам, и готовимся не первый год. Вопрос относительно инвестиционных квот еще был только в проработке, все вокруг дискутировали по этому поводу, а акционеры понимали – это новый вид деятельности, к которому надо готовиться заблаговременно. В отличие от других заводов, которые являются чисто судоремонтными, у нас есть продукция судостроения. Есть причальные краны грузоподъемностью 2500 тонн на 6 стапельных мест, СЛИП грузоподъемностью 2500 тонн на 6 стапельных мест, плавучий док грузоподъемностью 8500 тонн, отработаны технологии, привлекаем людей, обучаем. У нас есть сварочная лаборатория, где они аттестуются. Работаем над этим вопросом 2 года. Это как генеральная репетиция, чтобы дальше не было сбоев», — оптимистично заверил Николай Болгар.
Но как известно, кадры решают все. А где их брать под такие масштабные проекты? Сейчас на Находкинском СРЗ работает 900 человек.
«На Дальнем Востоке обеспечить все заводы квалицированной рабочей силой – специалистами-корпусниками, сварщиками, судосборщиками – это большая проблема. Поэтому привозим людей из Николаева, Астрахани, Керчи. Они работают вахтовым методом, пошли уже по второму контракту, их все устраивает. И с каждым месяцем число вахтовиков увеличивается. Пытаемся устанавливать соответствующий уровень зарплаты, чтобы людям было интересно. Занимаемся привлечением людей на базе наставничества. Берем квалифицированных рабочих, к ним ставим молодых, заключаем ученические договоры и готовим этих учеников. Готовим у себя и для себя». – добавил Николай Болгар.
Все новое – хорошо забытое старое. Озвученная гендиректором система напоминает рабфак советской эпохи. А что делать, если система ПТУ теперь не в фаворе, и кто готовит специалистов рабочих профессий для предприятий региона?
«Сейчас государство выделяет деньги под образовательные программы. И на Дальнем Востоке 29 техникумов поддержали наши предложения по приобретению современного оборудования, на котором сейчас работают на производстве. Чтобы после такой учебы ребята выходили в сектор рынка уже с хорошей практикой и знали оборудование не по учебникам, а имели с ним дело во время учебы», — пояснил Александр Козлов. Кстати, среди этого оборудования есть и современные сварочные аппараты, которые используются в судостроении.
Сообщение Следующая пятилетка будет напряженной для судостроителей Приморья появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .