К многочисленным водительским курсам я относился скептически: разве можно за считанные часы научить владению автомобилем? Но эти два дня под Тюменью поменяли моё восприятие. Вообще-то мы должны были отправиться в Карелию, как и сотни учеников до нас. Северная республика уже давно стала для зимней школы Audi quattro вторым домом. Её хитрые «финские» дороги Васин любит и знает ещё по старым временам, когда он выступал в чемпионате СССР по ралли. Зимой многочисленные озёра позволяют нарезать сколько угодно временных трасс, чтобы заниматься со слушателями школы Audi quattro. Но проклятое глобальное потепление, или капризы погоды, или чёрт знает что ещё спутало все планы. В Карелии в феврале стояла плюсовая температура, озёра так и не промёрзли как следует. Не то что на машине не проехать — пешком идти опасно! Поневоле согласишься с Гретой… И Васину с его инструкторами пришлось срочно перебазироваться — всего за неделю перевести всё оборудование за Урал, найти подходящую локацию на озере близ Тюмени и подготовить трассы. К безопасности подошли как положено — проверив состояние льда при помощи десятков контрольных бурений и заручившись поддержкой МЧСовцев. На озере сразу понимаешь, что ты оказался в Сибири: минус семнадцать с утра, пробирающий до костей ветер, позёмка, бескрайняя белизна… и нависающее над всем этим Око Саурона — факел попутного газа, беспрерывно горящий на ближайшем нефтяном месторождении. В школе есть самая разнообразная техника (при условии, что это Audi) — от компактной модели A4 до крупных лифтбеков A7 и кроссоверов Q7 и Q8. Но нас учили на седанах Audi A6 с полноприводной трансмиссией quattro ultra — абсолютно серийных, только с «намордником» из алюминиевого листа для защиты хрупкого бампера от сугробов. В арсенале Васина — всего ничего: доска с маркером, проникновенный голос и рация. В которую он не забывает сказануть что-нибудь этакое, со своим фирменным чувством юмора: «Ну что вы на тормоз не давите? Педаль же большая, не промахнётесь!» Начинается обучение с простейших упражнений — змеек. Которые, между прочим, не так и просты: ошибиться и отправиться косить конуса — раз плюнуть. Безопасность при этом полная — скорость невысокая, препятствий нет. Но обидно всё равно! А дальше идёт по нарастающей: упражнения с торможением, заправляющим автомобиль в поворот инерцией «хлыста», движение в скольжении по кругу постоянного диаметра, овал, «гантели» с перекладкой машины из одного скольжения в другое, извилистые трассы… В исполнении инструкторов половина упражнений выглядит оскорбительно просто — они даже рулём почти не двигают! Чего в реальности стоит эта мнимая простота — даже описывать не буду. Когда у меня впервые получилось пройти круг без ошибок, я был так горд, будто лично слетал в космос. После чего от радости «накосячил» и атаковал сугроб. Кстати, одна и та же трасса по часовой стрелке, и против — это две большие разницы. После смены направления езды мозг сперва буквально отказывается понимать, что делать! Сверхидею ледового курса я для себя понял так: научиться использовать инерцию машины во благо — чтобы заправить её в поворот, и освоить скольжение — так, чтобы закручивать или распрямлять траекторию рулём и газом. Интересно, что несмотря на наши опасения, система полного привода quattro ultra со своей многодисковой муфтой не перегрелась и не подвела. Хотя езды в курсе очень много: в день примерно по 150 километров — так, что вождение даже успевало утомить (так крепко, как в Тюмени, я давно не спал!) Выходит, что каждый из нас в сумме проехал по 300 километров в скольжениях по голому льду. Главное, что я обнаружил: хотя по ходу упражнений у меня многое не получалось как надо, нужные рефлексы каким-то сверхъестественным образом всё-таки просочились в мозг даже не самого способного ученика — видимо, благодаря большому объёму тренировок. И это оказалось приятным сюрпризом! Такие тренировки точно пойдут на пользу любому водителю, даже не обязательно Audi — ведь общие принципы одни и те же. Они точно не сделают из вас выдающегося спортсмена — но могут сделать вас лучше как водителя. А вот чего они точно дать неспособны — так это талант. На прощание Евгений Васин прокатил всех нас на ярко-красном Audi RS4 с гоночной «шиповкой» Black Rocket. Вы бы видели ту лёгкость и изящество, с которым он вёл 450-сильный универсал, с лёгким скольжением ставя машину на дугу при скорости под сто тридцать. Всё это — ночью, прорезаемой мощнейшей светодиодной «люстрой». Это даже не талант, это чистая магия. /m