Главная / Шоу-бизнес / Закон Божий между Камой и Волгой

Закон Божий между Камой и Волгой

Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла упомянуть Имя Божие в Конституции Российской Федерации прозвучало 1 февраля 2020 года. Оно стало поводом для еще одной дискуссии о роли религии, веры и ее символов в жизни России.

Учитывая крайнее разнообразие религий и верований, которые представлены в Удмуртии, корреспондент информационного агентства “SM News” решил обсудить этот вопрос с наиболее заметными религиозными лидерами региона.

Патриарх Кирилл в Ижевске . Фото Ижевской и Удмуртской епархии

В Ижевской и Удмуртской епархии Русской православной церкви ожидаемо отказались самостоятельно комментировать предложение предстоятеля церкви. В ответе пресс-службы Ижевской епархии говорилось, что православные Ижевска разделяют позицию, высказанную Патриархом Кириллом и предлагалось воспользоваться ссылками на официальные ресурсы церкви, где отражена официальная позиция.

Так, портал Патриархия.ру приводит текст выступления Патриарха РПЦ на Межрелигиозном совете России и Христианском межконфессиональном консультативном комитете от 28 февраля. В своем выступлении Патриарх Кирилл в частности сказал: “Упоминание ценности веры в Бога в Конституции стало бы закреплением исторической и духовной преемственности народов нашей страны, не мыслящих себя вне религии. Поэтому мне кажется очень важным, чтобы упоминание ценности веры в Бога действительно вошло в Конституцию”. Выступление Патриарха на этом мероприятии поддержали и присутствовавшие представители традиционных религиозных организаций России.

Руководитель Регионального духовного управления Мусульман Удмуртии Фаиз хазрат Мухамедшин тоже не решился высказывать свое мнение в таком важном вопросе и дословно сказал: “Это будет некорректно и неправильно. У нас есть руководство, у них есть заявление по таким вещам. Они поддержали”.

Региональное Духовное управление мусульман Удмуртии находится в структуре Центрального Духовного управления мусульман, чей руководитель, верховный муфтий Талгат Таджуддин, прямо поддержал предложение Патриарха Кирилла. “Интерфакс” привел слова Талгата Таджуддина: «Я на тысячу процентов присоединяюсь к Его Святейшеству».

Стоит отметить, единогласие по многим вопросам между мусульманами и православными в Удмуртии не носит политический характер. Это, скорее, совершенно бытовые дружеские отношения, взаимное любопытство и сотрудничество верующих людей. Так, известно, что митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин и Фаиз хазрат Мухамедшин уже давно увлекаются скандинавской ходьбой. И иной раз делают это вместе, неподалеку от дома главного ижевского клирика, расположенного в районе с говорящим названием “Татар-базар”. Именно там, в парке, исламская община Ижевска обустроила “Тропу здоровья”. На ней нередко можно увидеть пару бородатых мужчин, энергично машущих палками при ходьбе. Один из них постарше — это митрополит Ижевский и Удмуртский владыка Викторин, другой несколько моложе — это муфтий Удмуртии Фаиз хазрат Мухамедшин.

Муфтий Удмуртии Фаиз Хазрат Мухамедшин и Митрополит Ижевский и Удмуртский на Тропе Здоровья в Ижевске. Фото Вконтакте

Согласие с внесением упоминания бога в конституцию высказал и представитель другой, исторически имеющей жесткую церковную иерархию, структуры. Это Иерей Акоп Сароян, настоятель Армянской Церкви в Ижевске. Считается, что это древнейшая христианская церковь, признанная государством. Отец Акоп, общаясь с корреспондентом информационного агентства “SM News” оговорился, что не может говорить за всю Армянскую Церковь. Но при этом, пообщавшись с другими клириками своей религиозной организации, он сообщил, что Армянская церковь готова поддержать эту инициативу: “Мы не считаем,что это дополнение в основной закон страны может привести к вопросам или проблемам, так как мы считаем, что тем самым государство подтверждает наличие определенного понимания и значения и места духовно-нравственных общечеловеческих непреходящих ценностей в жизни каждого человека, которые разделяет и Церковь. Признание в многонациональном и многоконфессиональном государстве существования Единого создателя всего сущего, которым является Господь Бог, станет еще один шагом для большего объединения и сплочения всех народов проживающих на территории Российской Федерации”.

Армянская церковь в Ижевске. Фото Google Maps

Представитель еще одной авраамической религии Михаил Голуб в своем мнении опирается на Тору. Как председатель иудейской общины МРО “Звезда Давида” Голуб говорит: ”Нужно понимать что в нашем государстве церковь отделена от государства. Но это не означает, что наше государство не построено на принципах морали, то есть на принципах тех 10 речений, которые были изложены в Торе, то, что считается Ветхим заветом. Ни у кого не возникает даже мысли отрицать те божественные заповеди, которые были положены в основу этой морали. И ни у кого не возникает мысль их отрицать вне зависимости от конфессии. Конечно, не следует упоминать Творца по имени, фамилии и отчеству. Это будет совсем неправильный подход. То есть мы исходим из того, что мы многоконфессиональная страна, многонациональная страна. Мы исходим из того, что это присутствие Творца — мы его должны упомянуть. Мы поддерживаем, если оно, имя Творца, будет упомянуто именно как его присутствие. А не так, что — Иванов Иван Иванович — сегодня у нас такой-то, мы его назначаем”.

Особенно Михаил Голуб подчеркнул необходимость предельно четкого следования процедуре. По его словам, люди не должны чувствовать давления ни со стороны государства, ни со стороны религиозных деятелей. И голосование должно быть добровольным, предельно открытым и честным.

Глава Удмуртии Александр Бречалов и представители традиционных конфессий Удмуртии. Фото Вконтакте Администрации Глазова

Протоиерей Сергий Кондаков — настоятель храма царя-мученика Николая Русской православной церкви. Священник на протяжении десятилетий служит в пригороде Ижевска — в Завьялово. Правда, в какой-то момент его пути разошлись с официальной церковью. И когда Кондакову запретили служить в восстановленном им храме, отец Сергий ушел и забрал часть прихожан с собой, считая запрет на служение не каноничным. Начиная с 2011 года он относится к довольно широкому движению священников, которые не поминают патриарха Кирилла, как своего духовного отца. Отец Сергий говорит, что это стихийное движение насчитывает сотни священников. У них, как правило, небольшие общины, но самому Сергию Кондакову удалось сплотить вокруг себя порядка 2 тысяч прихожан.

Блог отца Сергия (Кондакова)

Священник Кондаков согласился с принципиальной возможностью упоминания имени бога в конституции. Он привел примеры таких законов западных стран, где церковь при этом отделена от государства. Но отец Сергий, находящийся в церковной оппозиции, считает, что время для этого в России еще не пришло: “Сейчас русская православная церковь переживает тяжелейший кризис. И к сожалению, вот такая новация может скорее повлиять отрицательно на наше общество, чем положительно. Думаю, что прежде всего сейчас необходимо заняться очищением церкви от всего того, что мешает ей быть подлинной церковью. Потому что к сожалению сейчас мы видим профанацию. И что греха таить, самая ужасная антирелигиозная пропаганда — сейчас она открывается нам в деятельности многих иерархов и пастырей московской патриархии”.

Отец Сергий вспоминает начало 80-х годов XX века, когда он сам пришел в церковь, которая для него была оазисом свободы. По его мнению, “церковь Солженицына, церковь академика Шифаревича, академика Аверинцева, церковь милых бабушек, превращается в какую-то идеологическую систему, которая ничего общего не имеет с реальным живым Христом”. Интересно, что когда корреспондент информационного агентства “SM News” задавал вопросы об отце Сергии Кондакове священникам официальной Русской православной церкви — то ничего, кроме симпатий и глубокого уважения в адрес лишенного храма протоиерея услышать так и не довелось.

Традиционные верования удмуртов сложно назвать религией. Не существует какого-то общепризнанного канона, пантеона богов или духов, устава или религиозных институтов. Но есть общее представление о некой высшей силе, создателе мира и всего сущего, и о духах, которые влияют на мир в целом, окружающую среду и быт человека.

Верховный жрец удмуртской религии Николай Михайлов полон скепсиса по поводу внесения в конституцию упоминания творца. Ветеран органов госбезопасности Михайлов стал главным удмуртским язычником после нашумевшей гибели предшественника на этом неофициальном посту. Осенью 2019 года Альберт Разин сгорел у входа в Государственный совет Удмуртской республики за несколько минут до начала очередной сессии регионального парламента. Это демонстративное действие произошло на глазах журналистов, политиков и депутатов.

Гибель Альберта Разина. Фото автора SM News

Николай Михайлов в первую очередь высказал свою политическую позицию. Будучи оппозиционно настроенным, верховный удмуртский жрец заявил, что не доверяет намерениям властей, проводящих конституционную форму в принципе: “Я вообще против внесения в конституцию изменений именно сейчас”. Но привел и богословский довод против внесения в законодательство упоминания о боге: ”Зачем это обличать в форму закона? Если человек верующий, мусульманин, православный, католик — для этого не нужна буква закона. Мы все понимаем, что Создатель один и мы ищем к нему путь. Прописать это в законе — я не вижу в этом необходимости. Это как раз уменьшение его значимости. Нет нужды в этом. Все происходит не на уровне разума, а на уровне души”.

Жрец Удмуртии Николай Михайлов. Фото Вконтакте Николая Михайлова

Крупнейшая в Удмуртии организация протестантов известна как церковь “Филадельфия”. Появившись в Ижевске в 90-х, протестанты к 2013 году построили добротное здание с воскресной школой, залом для собраний на 1100 мест и даже спортивным комплексом. Количество прихожан превышает тысячу человек. Служащий здесь епископ “Российской церкви христиан веры евангельской” Павел Желноваков рассказал, что особой необходимости в упоминании бога в Конституции не видит: “Потому что все такие документы о том, что церковь отделена от государства, никто не устранял. И думаю, что нет необходимости об этом говорить, потому что это может произвести напряжение в обществе. В общем-то не полезное. Тогда цель не будет достигнута, будет уже другая реакция. Думаю, что всё-таки упоминание о Боге есть в гимне. Поэтому, думаю, что этого достаточно, если мы думаем о благоденствии общества. А в принципе если хотим духовности, тогда это прямая ответственность Церкви, чтобы она приносила подобную духовность, именно как церковь. Равно и другая конфессия или вероисповедание”

Епископ выразил опасение, что в дальнейшем такое упоминание может повлечь за собой напряжение между конфессиями или повлечь ущемление прав верующих или атеистов. А такое, по словам Желновакова, “противоречит непосредственно религиозной точке зрения, когда человек добровольно выбирает. А здесь получается — Конституция определяет закон для всех людей. В данном случае это противоречит постулатам в отношении свободы выбора”.

Церковь Филадельфия в Ижевске. Фото группы Вконтакте Церкви Филадельфия

Кришнаизм никак нельзя назвать традиционной для Удмуртии религией. Но в Ижевске порой можно встретить несколько человек, которые пропоют вам “Харе Кришна” и продолжат свой путь со звоном традиционных для Индии музыкальных инструментов. Сами они называют себя “вайшнави” или “вишнуистами” поскольку поклоняются Вишну и его аватарам, например, Раме и Кришне. Отсюда и ошибочное русское наименование — “кришнаиты”.

Корреспондента “SM News” заинтересовало мнение одного из видных ижевских вайшнавов. Его зовут Тривикрама дас: “Я буду относиться к этому очень хорошо, если действительно будет соблюдаться то, что уже записано в Конституции. Исповедовать любую веру, не исповедовать никакой, исповедовать совместно или в одиночку, и распространять свои убеждения свободно — вот этого, по-моему, уже достаточно для того чтобы всё было хорошо. Конституция должна закреплять принципы, которые будут определять вектор развития законодательства и общества, а не закладывать поводы для экстремизма и ссор между людьми с разными взглядами».

Кришнаиты в Ижевске. Вконтакте Тимофей Трефилов.

«А по факту, мы сейчас имеем ситуацию когда, этими законами, пакетом Яровой якобы против экстремизма, на самом деле создали такие условия, что проповедовать, например, человек может только с официального разрешения религиозной организации и объединения. Он должен получить официальную бумажку, зарегистрировать ее в Минюсте. При том миссионерской деятельностью считается даже просто раскрытие своего взгляда на веру другому человеку в беседе. То есть такую ситуацию создали, когда просто поговорить о боге, поговорить о вере, если у тебя на это нет специального разрешения, становится правонарушением, наказываемым по статье 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Тема становится табуированной, поэтому люди будут чувствовать дискомфорт, а напряжение нарастать, а значит будут появляться те, кому придется «выпускать пар”.

Тривикрама дас, известный еще как Тимофей Трефилов, не случайно так уверенно говорит о юридических аспектах предложения о внесении имени бога в Конституцию. Будучи дипломированным юристом, он получил обширный опыт, работая в Правовом Управлении Аппарата Госсовета Удмуртской республики. Также имеет успешный опыт участия в судебных делах по отстаиванию права на свободу вероисповедания. Поэтому его опасения обусловлены не только предположениями, но и знанием правоприменительной практики.

Староверы Ижевска. Сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви

Наибольший опыт борьбы с давлением российского государства на религиозную жизнь на протяжении веков приобрели старообрядцы. Иван Коротаев, председатель церковного совета местной религиозной организации “Покровская старообрядческая община г. Ижевска” Русской православной старообрядческой церкви, вопросом внесения имени бога в Конституцию заинтересовался не на шутку. И этот интерес был абсолютно прикладным. Ивана Коротаева заинтересовали формулировки:

“Смотря как будут писать. Если в принципе так, что каждый человек имеет право исповедовать религиозные свои взгляды и прочее — это одно. А если как-то по-другому будет написано, да еще двоякое прочтение будет возможно, то тогда, конечно, плохо”.

Уходя от царских войск и официальной Русской православной церкви старообрядцы попали в Удмуртию еще 17 веке. Шли по дороге, которая потом станет известна как Сибирский тракт, путь каторжан и ссыльных. Таежные края между Камой и Вяткой укрыли тысячи беглецов. Удмуртия, тогда еще почти поголовно языческая, стала им родиной. Иван Коротаев признает, что сейчас в России старообрядцы никак не преследуются никак: “Впервые за всю историю и особенно старообрядчество получило свободу. До этого — та церковь преследовала. Государство вообще всю церковь не признавало, преследовало”.

Глава Удмуртии Александр Бречалов и председатель правительства республики Ярослав Семенов в храме. Фото Ижевской и Удмуртской епархии.

Похоже, что любая инициатива в отношении религии и веры для многих жителей Удмуртии вопрос далеко не праздный. И очевидно, что по настоящему уверенно себя чувствуют только те конфессии, которые признаны государством традиционными на территории России. Чаще — это иерархические организации монотеистических и авраамических религий. Последователи остальных указывают, что хотели бы соблюдения положений конституции о свободе воли и не более того. Даже такие, казалось бы исконные православные христиане, как старообрядцы, высказывают совершенно обыденные опасения, связанные с эксцессами отечественного правоприменения. А их опыт, полученный поколениями бежавших от государственной религии, заметен даже в быту. Так, многим старообрядцам пришлось отказаться от больших деревянных икон. Их стали отливать из металла совсем небольшими, чтобы можно было спрятать за пазуху и так уходить от преследования. Размер таких икон не превышает формата А5 брошюры с текстом Конституции РФ.

Сообщение Закон Божий между Камой и Волгой появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .