Он приехал на поезде, проходящем через Удмуртию. После долгого путешествия по местам, где 20 лет назад его жизнь навсегда перестала быть прежней, Евгений Владыкин вернулся домой. Вышел на небольшом вокзале в районном центре Балезино. Встретил его старый друг, такой же десантник в прошлом, и больше никого. Евгений Владыкин забросил вещи домой. Забрал дочь, чтобы угостить ее мороженным в кафе, где уже ждал корреспондент информационного агентства «SM News».
Приезд скромного сельского пожарного не заинтересовал ни местные власти, ни республиканские СМИ, ни даже районную газету. О герое, потерявшем почти всех своих товарищей в бою, нет ни строчки и в федеральной прессе. Есть лишь общее – из 90 человек 6 парашютно-десантной роты выжили всего шестеро.
Главное событие жизни
После взятия Грозного вооружёнными силами России в феврале 2000 года федеральные войска брали под контроль горные перевалы и выдавливали крупные группировки из населенных пунктов. Одна из крупнейших банд отступила в Шатойский район и 9 февраля была блокирована федеральными войсками.
22 февраля 2000 года началось сражение за Шатой. Артиллерия и авиация фактически стерли селение с лица земли. Но боевикам удалось прорваться из окружения. Банда Руслана Гелаева ушли к селу Комсомольское Урус-Мартановского района. Хаттаб с боевиками группировки «Исламский институт Кавказ» прорвался на северо-восток через Улус-Керт Шатойского района, где и произошёл бой. Вместе с ним вышли банды под руководством Идриса, Абу аль-Валида и Шамиля Басаева. Российские военные оценили эту группировку в 2,5 тыс. боевиков. В приговоре Верховного Суда Чеченской Республики есть такая формулировка: «не менее 200 человек, вооруженных автоматическим огнестрельным стрелковым оружием (ручными пулеметами и автоматами модели Калашникова калибра 5,45 мм и 7,62 мм), боеприпасами к ним, гранатами и подствольными гранатометами.»
Уже через четыре часа после взятия федеральными войсками Шатоя псковские десантники приняли бой. Это была 6-я рота 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии и две группы из 15 солдат 4-й роты и 1-й роты 1-го батальона 104-го парашютно-десантного полка. Рота заняла высоту 776 где и где осталась почти в полном составе. По состоянию на 1 марта 2000 года в живых остались 6 человек, погибли 84 десантника.
Евгений Владыкин был в составе десантников, которые преградили путь бандгруппы. Корреспонденту информационного агентства «SM News» десантник сказал: «Я был пулеметчиком во взводе». Вспоминать о том бое Владыкин оказывается наотрез. Но об ожесточении событий вечера 29 февраля и утра 1 марта 2000 года говорит тот факт, что пулеметчик, патроны для которого тащит почти каждый боец, остался без патронов вообще. В Википедии об этом эпизоде есть скупая строчка: «Рядовой Евгений Владыкин остался один без патронов, в схватке его ударили прикладом по голове, он потерял сознание. Когда очнулся, смог пробраться к своим».
20 лет назад
Евгений Владыкин вспоминает, как попал в ВДВ. Было это, в общем, случайно: «Я никак не готовился. Призвали в армию. Сразу во Псков. Вроде — по здоровью. Не знаю. Попал и все. Сам не рвался, не рассчитывал, что попаду в десантные войска. Но так случилось. Призвали в ВДВ. Обыкновенная войсковая часть, обычная, десантная. Служба от подъема до отбоя. Занятия, тренировки. В автопарке с техникой занимались».
Служба в Российской армии на рубеже XX и XXI веков сахаром не показалась бы, наверное, никому. «Стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения военной службы» — это фраза о казармах псковской дивизии ВДВ в конце 90-х. Евгений Владыкин вспоминает: «Мылись как родниковой водой. Вода всегда бежала холодная из-под крана. Очень холодная была вода. Теплой воды не было. Сейчас душевые кабинки, есть горячая вода, холодная вода».
Обновленный Псков и расположение части Владыкину понравились: «Столовая, там поминальный обед был. В столовой все хорошо, красивое здание».
Память погибшей роты
Евгений Владыкин, как и другие выжившие в том бою десантники, принял участие в памятных мероприятиях. В конце февраля, к 20-летию гибели роты, его пригласили съездить в Псков и посетить мемориал в Чечне.
Десантник рассказал о своем путешествии: «Сначала приехали в Москву. Там, в Москве, по мероприятия возили. Посмотрели спектакль «Воины духа». Потом съездили в Грозный. Там такие же мероприятия. Потом поехали к подножью высоты, где все это произошло. Там мемориал. Потом обратно в Москву и в Псков. Там уже все было с президентом России, с министром обороны, в командующим ВДВ. В общем народу было много. Не пройти…».
Иллюзий относительно Чечни у пулеметчика Владыкина нет. Признается, что настроен скептически в отношении хрупкого мира, который декларируется властями республики. Но признает успехи чеченцев в строительстве мирной жизни: «В Грозном я ни разу не был до этого. Но тоже красивый город. Живут хорошо, видимо».
Скромный солдат ни на что не жалуется, с благодарностью говорит об оказываемой ему помощи: «Квартиру получил от государства. Там все получали. Сейчас ездил в Ижевск, в госпиталь ветеранов войны, сейчас тоже собираюсь в апреле. Подлечиться, отдохнуть». Признается, что после пережитого стал лучше понимать ветеранов той войны, Великой отечественной. «Уважения стало больше. То, что прошли они, и то, что прошли мы. Сильнее, что ли, стал уважать ветеранов».
Сейчас Евгений Владыкин строит планы на лето и осень этого года: «Сейчас пока отдых. Потом на работу уже выходить», — и вспоминает о речке Чепца, где водится щука, голавль и налим. «Бывает выбираюсь на рыбалку отдохнуть. Мне лишь бы отдохнуть, все работа, работа, работа».
А уже осенью Владыкин отведет дочь в первый класс местной школы.
Сообщение Выживший пулеметчик 6 роты псковских десантников спасает людей на пожарах появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .