С 20 по 21 марта 2020 года в калифорнийском Палм-Бич пройдут автомобильные торги аукциона Sotheby’s, где помимо привычной классики выставят уникальный шутинг-брейк Intermeccanica Murena 429 GT. Вне всякого сомнения, у покупателей вызовет интерес его инвестиционная привлекательность, ведь таких универсалов построено всего 10, но нас очаровала история создания этой необыкновенной машины. Правда, чтобы её рассказать, придётся вернуться на 52 года назад. В один из мартовских дней 1968 года в офис тогда ещё расположенной в Турине Intermeccanica зашли два человека. Это были американцы Джозеф Вос и Чарльз Швендлер, которые пересекли Атлантику, чтобы воплотить в жизнь плотно засевшую в головах идею — построить самый роскошный и быстрый универсал своего времени. Владелец Intermeccanica Фрэнк Рейснер по предыдущему опыту общения с амбициозными жителями Нового Света предполагал, что сотрудничество вновь обернётся большой головной болью. Но судьба распорядилась иначе, и на ближайшие десятилетия Вос и Швендлер стали друзьями и самого Рейснера, и всей Intermeccanica. Тогда, весной 1968-го, ещё никто из них не догадывался, что они положили начало невероятной истории одного из самых редких и необычных шутинг-брейков — Intermeccanica Murena 429 GT. Сейчас трудно сказать, чем молодые ньюйоркцы подкупили Фрэнка Рейснера. Возможно тем, что на момент первой встречи у них не было серьёзных планов, в отличие от прежних клиентов-американцев. «Пришли два чокнутых парня, которым просто понадобилась пара роскошных тачек, чтобы гонять по Нью-Йорку и кадрить девчонок, — вспоминал позднее Вос, — и знаете, это сработало». Хотя не исключено, что была хороша сама идея: создать люксовый спортуниверсал, то есть прощупать нишу, не занятую крупными автопроизводителями. «У Чарли были »сарай» и Porsche, и, собираясь в горы покататься на лыжах, нам всегда приходилось чем-то жертвовать: практичностью либо удовольствием от вождения, — говорил Вос — Так что мы подумали: а почему бы не объединить всё это в одном автомобиле?» С финансированием проекта не должно было возникнуть никаких проблем. Джозеф Вос неплохо зарабатывал на должности менеджера по продажам, а Чарльз Швендлер был сыном сооснователя авиастроительной компании Grumman Aircraft Engineering Corporation (позднее Grumman Aerospace Corporation) Уильяма Шведлера со всеми вытекающими. Отец привил Чарли любовь к всевозможной технике, а ещё — аэродинамике. И знания в этой области очень пригодились во время работы над шутинг-брейком. Собственно, со своими предварительными выкладками по дизайну и грубыми набросками будущего автомобилями приятели и пришли в Intermeccanica, и после заключения соглашения началось самое интересное — разработка мелкосерийной «Мурены». Правда, тогда ещё никакого имени у универсала не было. А появилось оно благодаря… салату с морепродуктами. Спустя шесть месяцев после начала постройки первого экземпляра автомобиля Вос и Рейснер всё никак не могли придумать для него подходящее название. Выручила случайная встреча: в лобби отеля Principi di Piemonte в Турине Джозеф столкнулся со своим знакомым, представителем Fiat в США Винсенте Гарибальди, который пригласил его пообедать. По совету приятеля, Вос заказал салат из морепродуктов, один из ингредиентов которого он так и не смог распознать. «Это, мой друг, — пояснил Гарибальди, — мурена, самая опасная рыба из обитающих у берегов Сардинии. Она высоко ценится, так как её очень трудно поймать». Воз тут же выпалил, что назовёт свой автомобиль «Муреной». «Отлично! — ответил Гарибальди. — Ты потратил всего четыре доллара (стоимость салата) и получил отличное название, а мы тратим на это полмиллиона». Ещё до того, как принесли счёт на свет родилась Intermeccanica Murena 429 GT, а спустя шесть месяцев шутинг-брейк дебютировал на 13-м Нью-Йоркском международном автосалоне. Здесь стоит отвлечься и сказать, что начальный дизайн «Мурены» разработал сотрудничавший с Intermeccanica Иво Барисон, но в его эскизы внесли невероятное количество изменений. Идеальный двигатель для «автомобиля мечты» предложил Фрэнк Рейснер. Им стал 7,0-литровый V8 от Ford Thunderbird, выдававший 365 сил и 651 Нм крутящего момента. Работал агрегат в паре с трёхдиапазонным автоматом. Ещё одна интересная история произошла, когда плотнику, который должен был сделать мастер-модель (полноразмерный деревянный каркас) «Мурены», показали размеры будущего универсала. Он решил, что это шутка и возмутился: «Невозможно сделать такую большую машину. Она не поместится на итальянских дорогах!». Рейснер уговаривал плотника несколько дней, и всё-таки добился своего. Тогда же владелец Intermeccanica предложил Восу выпустить не два автомобиля, а хотя бы десять. В Нью-Йорке Murena 429 GT ждал тёплый приём. Привлекательный облик, исполинские размеры, огромный капот и семилитровый мотор очаровали посетителей выставки, и до её окончания Джозеф Вос собрал 200 предзаказов. Причём ему удалось продать даже шоу-кар — автомобиль приобрёл дилер Maserati из Беверли-Хиллз. Потенциальных клиентов не отпугнула ни мощность, ни высокая цена: «Мурена» стоила 14 750 долларов, почти в два раза больше, чем в то время просили за Porsche 911. Сейчас с учётом инфляции цена универсала могла бы начинаться от 108 500 долларов или 7,7 миллиона рублей. На выставке произошла ещё одна знаменательная для Джозефа Воса и Чарльза Швендлера встреча. На стенд Murena Motors Inc. заглянул сам Ли Якокка , тогдашний президент Ford. «Он подошёл и спросил, можно ли ему здесь всё посмотреть, — вспоминал Вос — Я ответил: конечно, и через мгновение Якокка уже ковырялся под машиной. Через несколько минут он вылез и предложил мне сесть в салон и поговорить». Сначала Якокка поинтересовался, сколько времени потребовалось, чтобы построить универсал. Вос ответил — 13 месяцев. На что Якокка заявил: «В Детройте это заняло бы 10 лет». «Затем он узнал, не хочу ли я продать компанию и машину, но я сказал, что она уже продана». Впрочем, на этом общение не закончилось, и Якокка попросил Воса перед доставкой первого экземпляра «Мурены» покупателю заехать в Детройт и «показать машину его парням». Поездка не прошла даром: фордовские инженеры помогли настроить 429-й мотор под как раз вступившие в силу экологические нормы. «Каждый раз когда мы останавливались выпить кофе, — говорил Вос — вокруг собиралась толпа, и нам требовалось минут 20, чтобы просто сесть и уехать». Однако, уточняет он, это не самый яркий момент поездки. Где-то в пустыне приятели решили проверить возможности «Мурены» и на 240–260 километрах в час обогнали патрульный автомобиль. Через несколько минут их встречал полицейский кордон. Подошедший к машине офицер поинтересовался, с какой скоростью они ехали, а когда услышал ответ — рассмеялся и заявил, что такой большой универсал не может столько выжимать. Ничего не оставалось, как предложить ему сесть за руль, поэтому следующий час Вос и Швендлер смотрели, как полицейские туда-сюда носятся по пустой дороге. Так как автомобильная пресса тоже высоко оценила Murena 429 GT, то машина быстро стала хитом среди богатых покупателей, особенно представителей индустрии развлечений. Вос вспоминает одного из них, участника рок-группы Iron Butterfly, который купил универсал, а через неделю пришёл за вторым. За разговором выяснилось, что первый автомобиль он разбил в каньоне Топанга, но машиной, видимо, остался доволен. На волне эйфории Вос поставил цель выпускать по 100 «Мурен» в год, но, к сожалению, его планам не суждено было сбыться. Основанная в 1959-м Intermeccanica существует до сих пор. Возглавляет её сын Фрэнка Рейснера Генри. Штаб-квартира фирмы теперь находится в Канаде, а занимается она выпуском репродукций Porsche 356-A Speedster и «Кюбельвагенов» . Причинами заката Мурены стали политическая и экономическая нестабильности в Италии, разгул преступности и рост количества забастовок со стороны профсоюзов работников металлургической промышленности. В такой обстановке нельзя было точно спланировать график производства, поэтому в начале 1970 года Джозеф Вос и Чарльз Швендлер приняли решение прекратить выпуск «Мурен». Последние три экземпляра Intermeccanica Murena 429 GT отправили в США 24 марта 1970-го. Сколько сейчас может стоить «Мурена» неизвестно. В 2017-м в США за универсал просили 350 000 долларов, то есть около 25 миллионов рублей. По материалам книги Эндрю МакКреди и Паулы Рейснер «Intermeccanica: The Story of the Prancing Bull»