Всех не впускать, никого не выпускать
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) переквалифицировала эпидемию коронавируса в пандемию. В России эпидемии пока нет, но появились источники, которые усиленно распространяют «сведения» об «истинном» положении дел, которое власти якобы скрывают. Полем для подобного рода информационных спекуляций стал Липецк.
Все началось с того, что 7 марта в городе выявили трех пациентов с COVID-19. Все заболевшие – одна женщина и семейная пара – недавно вернулись на собственных машинах из Италии. Больных изолировали в стационаре, контактировавших близких и друзей направили на обсервацию, у остальных 150 возможных носителей из широкого круга общения взяли анализы и поставили на двухнедельный контроль.
Липецк сразу попал в главные ленты новостей и оказался в тройке российских лидеров по заболеваемости коронавирусной инфекцией вместе с Москвой и Казанью. Липецкие власти пошли на упреждение возможных последствий и отправили школы и колледжи на карантин, ввели ограничения на массовые мероприятия, закрыли на две недели все ДЮСШ, школы искусств и даже театры и игровые зоны. Меры казались на тот момент такими крутыми, что губернатору Игорю Артамонову пришлось объяснить липчанам, что он не считает их избыточными.
— Лучше профилактировать, чем болеть, — закрыл дискуссию о чрезмерности карантинных мероприятий глава региона.
Словно мухи, тут и там ходят слухи по домам
Спустя несколько дней ВОЗ объявила о пандемии вируса COVID-19, в Липецке же новых заразившихся не появилось. Зато стали появляться слухи о том, что благополучие в городе – только внешнее, а «на самом деле…». Липкий страх пополз по соцсетям.
«Рупором правды» стало голосовое сообщение, записанное женским голосом. Судя по интонации, речевым оборотам и путанности изложения, автором сообщения, видимо, является юная особа.
«Меня всю трясет, короче,.. – начинается запись. – У меня дедушку отвезли с подозрением на коронавирус.» Дальше дама рассказывает, что областная бльница теперь будет в Новой жизни (это поселок под Липецком), именно туда будут отправлять заболевших, что «двоюродная тетя работает в Минздраве, мама с ней только что созванивалась» и та сообщила, что «в Липецке не трое заболевших, а почти тридцать <…>, двое уже умерли». Потом девушка сбивчиво сообщает, что вирус направлен на пожилых людей и «пришло подтверждение», что это Америка «скинула на Китай» этот вирус, чтобы уменьшить численность населения. А в Липецке, по рассказам таинственного голоса, «нет марлевых масок в аптеках вообще», при этом в больницах «всего три профессиональные кислородные маски». Апофеозом сообщения является заключение девушки, что «тетя просто маме сказала, приказ пришел в Москву, и нам ничего не выделил Путин, понимаешь, у нас нет ничего для лечения».
Можно было бы посмеяться, отмахнуться, мол, чего школьники только не говорят друг другу. Но это работает. Беспокойство и сомнения расползаются с угрожающей скоростью, слухи порождают страх и люди начинают верить самым абсурдным заявлениям.
В Липецке подобное уже было и не раз. Одно из самых ярких проявлений коллективной истерии случилось в 2009 году, когда «достоверно» сообщалось, что телами умерших то ли от свиного гриппа, то ли от пневмонии забиты все морги, мест не хватает и фуры вывозят трупы по Тамбовской трассе. Реакция людей была молниеносной: из аптек смели все маски и противовирусные препараты по баснословным ценам.
– Главная цель подобных вбросов – паника, истерия, суеверный страх, когда человек уже не может нормально жить, критически воспринимать информацию, анализировать ее, — поясняет нам старший преподаватель Института психологии и образования ЛГПУ Елена Бычкова. – Обратите внимание, рядом с непроверенными данными сразу идет оценочная информация – поиск виноватых. Например, «власти все врут», «они скрывают от нас настоящее положение дел», «не думают о людях, не делают ничего, чтобы их спасти» и так далее.
Напомним, что в России всего несколько десятков заболевших, причем пока смертельных исходов нет: инфицированные получают терапию и выздоравливают. В то же время в традиционно считающихся преуспевающими и благополучными странах: Италии, Испании, Испании, Южной Корее – их десятки и сотни.
Как распознать фейк
Качественный фейк всегда формируется по определенному алгоритму, рассказывает нам Елена Бычкова. В экстренной ситуации, когда факты только появляются, но подробности и детали еще не известны, возникает информационный вакуум, который заполняется выдумками. Есть несколько признаков, по которому можно вычислить доморощенный фейк.
Доверительная манера изложения с отсылкой к близкому человеку, родственнику («маме звонила двоюродная сестра»). Неопределенные, непроверяемые источники информации («короче, у меня тетя работает в Минздраве», «у нас не три, а почти тридцать заболевших», тогда как информацией по коронавирусу ведает Роспотребнадзор). Сообщения обязательно приправлены флером таинственности («никому ничего не говорят, а им пришел приказ») и разоблачения («власти скрывают»), как правило, есть виноватые («Путин нам ничего не дал»). Главный канал в цепочке распространения – «сарафанное» радио: от знакомого к знакомому, в мессенджерах и соцсетях. Как правило, в них правдивая информация («мыть руки», «не касаться носа и глаз») смешана с абсурдной («в Липецке три кислородных маски») и есть призыв к действию («скину в беседу, что надо делать»).
– Главные причины – непонимание и страх, – объясняет психолог. – Когда возникают вспышки болезней, панические настроения могут быть искренними, не по злому умыслу. Это иррациональная, коллективная подсознательная реакция на страх. Взять, к примеру, родительские чаты: мам очень легко испугать, заставить потерять ощущение контроля над жизнью. Одни его таким способом сублимируют, пытаются ослабить, другие – начать что-то делать. Например, распространять такую информацию – люди уверены, что делают благое дело. Конечно, такую панику можно вызвать и намеренно.
Пандемия фейков
Липчане в этом плане попали в мировой тренд. Катастрофическое распространение недостоверной информации, связанной со вспышкой COVID-19 в планетарных масштабах ВОЗ уже назвала «инфодемией» — пандемией деинформации.
Однако все, оказывается, повторяется. Только скорость распространения информационной заразы теперь увеличилась.
– Эпидемии, если опираться на опыт человечества, всегда порождали слухи о заговорах, – поясняет кандидат исторических наук, доцент ЛГПУ Алексей Земцов. – В Средневековье во время повальной чумы считалось, что ее разносят евреи, как только очередной европейский город оказывался во власти болезни, их массово изгоняли или убивали. Те же «холерные бунты» в России в 30-х годах девятнадцатого века: одна из версий теории заговора состояла в том, что врачи по указанию политиков убивают бедных, чтобы сократить их число.
Как сохранить здравомыслие
Специалисты предлагают опереться на критицизм и практицизм: соблюдать гигиену информации, дисциплинировать ум и эмоции, сохранять критическое мышление, опираться на советы профессионалов.
Прежде всего наши эксперты советуют фильтровать информацию, уточнять, из какого она источника, в каком СМИ опубликована. Если это безымянные сообщения из мессенджеров и соцсетей (как во время крымских событий 2014-го – от знаменитой «дочери офицера»), проверить их достоверность в интернете.
Следующий принцип – обратить внимание, какую реакцию вызывает информация. Если по большей части эмоции: гнев, страх, отчаяние – это результат чей-то истерики и кликушества. Прежде чем переслать информацию дальше, стоит подумать, а надо ли.
Третья рекомендация – включить рационализм и здравомыслие, анализировать услышанное и прочитанное, поинтересоваться шаблонами формирования фейков и историческими примерами.
У липецкого губернатора с критическим мышлением полный порядок: он уже пообещал найти источник бредовых сведений, выяснить мотивы, чтобы желающих сеять панику уменьшилось.
View this post on Instagram
Друзья, мне завалили директ вопросами и скриншотами. Хватит верить этим вбросам! Их цель — заставить нас бояться. Не дождутся. Авторов найдём и накажем.
Сообщение Коронавирус: липчане – жертвы манипуляций? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .