Главная / Шоу-бизнес / Наследие Гагарина: как квартира и училище космнавта развалились в Оренбурге

Наследие Гагарина: как квартира и училище космнавта развалились в Оренбурге

Музей-квартира, где жили Юрий Алексеевич с женой Валентиной, конечно, не такое грандиозное сооружение, как училище, больше известное как «летка». Двухэтажный нарядный домик на улице Чичерина вОренбурге изрядно потрепан и поистерся. Сначала он был купеческим особняком, потом — коммуналкой. В середине прошлого века здесь располагались девять семей. Молодые люди — Валя Горячева и Юра Гагарин — познакомились в этих коридорах, а потом и поженились в 1957 году.

Более чем скромно жил первый космонавт. И такой же скромный музей был когда-то внутри: предметы быта семьи героя, фотографии, документы. Кстати, восстанавливали убранство по воспоминаниям Валентины. Всего 358 экспонатов, которые временно взяли на хранение в музей истории города из-за того, что держать их в аварийном здании просто опасно.

Дом, где жила семья Гагариных. Фото orenburg.ru

Домик на Чичерина открыт для посетителей 12 апреля 2001 года, а признан аварийным с 2016 года. Экспозиция не требует каких-то сверхвложений, а здание — многомиллиардного ремонта. И тем не менее, на День космонавтики музей не сможет принять посетителей: он закрыт уже четвертый год. В марте мэрия объявила аукцион по поиску подрядчика для ремонта здания. На это из бюджета готовы были выделить почти четыре миллиона.

Но тендер пришлось объявлять еще раз из-за глупой ошибки в описании сметы. 12 марта в здании музея совещались специалисты управлений по культуре и капитального строительства администрации Оренбурга, а также музея истории города. Поводом стало завершение работы над сметой, которую подготовили для реставрации домика. Конечно, за месяц управиться с предстоящим ремонтом невозможно, и чиновники должны были это предусмотреть. Если бы сметой занялись хотя бы осенью, то, возможно, музей успели бы открыть к 12 апреля.

Детали интерьера, воссозданного по словам Валентины. Фото orenburg.ru

Когда дом перешел в собственность города в 2017 году, заговорили о его ремонте. До этого квартира космонавта разрушалась на глазах, но никто не хотел брать на себя ответственность и вкладываться в реконструкцию. Чиновники мэрии пообещали грандиозную переделку не только квартиры, но и всего дома.

В 2019 году дом обследовали и выяснили, что проблем больше, чем казалось. Например, одна из несущих стен почти сгнила и грозится вывалиться во двор. Тем не менее, по заключению комиссии спасти постройку все же можно. Вот и пытаются с тех пор то составить смету, то внести в нее все новые и новые изменения. А дом стоит закрытым и потихоньку разваливается. Хотя он и признан объектом культурного наследия региона как яркий образец кирпичного стиля конца XIX века.

Комиссия в доме на Чичерина. Фото orenburg.ru

Дом на Чичерина мог бы стать важным туристическим объектом, привлекая в город современных романтиков, грезящих о космосе. Можно было бы восстановить аутентичное убранство 1950-х, дополнив его интерактивной начинкой. Но до него все никак не дойдут руки заботливых хозяев: то дела поважнее в администрации находятся, то глава города попадает в СИЗО, то ошибка в смете, то еще что-нибудь. А сроки ремонта все откладываются и откладываются.

Совсем другая ситуация с бывшим легендарным высшим военным авиационным Краснознаменным училищем — монументальным зданием на Советской, 1. Здесь курсант Юра учился в 1955-1957 годах, а всего среди выпускников 351 Герой СССР. Построено оно в 1870-х годах, а во время Великой Отечественной сюда эвакуировали школу авиационного боя, из которой позже и выросло училище. Оно тоже в плачевном состоянии, но решить его судьбу гораздо сложнее, чем просто сделать ремонт.

«Летка» пережила многое и до последнего держалась и даже выглядела вполне приглядно из-за свежепокрашенного фасада. Если пройти мимо по Советской, то и не заметишь разрушений: окна целые, на подоконниках стоят цветы в горшках, зевают кошки.

Но пожар в мае 2016 года стал переломным. До этого судьба здания волновала, в основном, жильцов. А огонь вскрыл все проблемы, которые не решены до сих пор.

Во-первых, «летка» — жилой дом. В этом объекте культурного наследия живут обычные семьи, 140 человек. Если заниматься реконструкцией вплотную, их придется расселять. Многие категорически против, и их можно понять. Найти похожее место — в самом живописном историческом сердце города, на берегу Урала — просто невозможно. Чтобы выкупить у них квартиры нужно как минимум два миллиарда рублей. Таких денег нет ни в федеральном, ни тем более в местном бюджете.

Во-вторых, даже если цинично закрыть глаза на бытовые людские проблемы, остается еще и нежилая часть здания, где раньше и учились будущие летчики. Она почти полностью разрушена: стены с окнами есть, а внутри прогнившая труха. Но местные власти и минобороны так и не могут договориться, кто в ответе за живописные руины.

После пожара местные активисты и депутаты просили в письме у Дмитрия Медведева поддержки в решении вопроса с судьбой «летки». Письмо подписали и Герои России и космонавты из Госдумы. Но проблема осталась: на постройку ни у одного ведомства нет денег. Какие-то крохи выделяют на латание дыр, чтобы здание не рухнуло, но дыры расползаются все шире.

Тушение пожара. Фото МЧС по Оренбургской области

Предыдущий губернатор проблему не решил, а в августе 2019 года уже новый поднял вопрос — что делать с бывший училищем? Из «летки» хотели сделать еще один гагаринский музей, но уже федерального значения, который мог бы открыться к 60-летнему юбилею полета в космос — в 2021 году. Просьбы поддержать это начинание чиновники и активисты отправляли Валентине Матвиенко, руководству «Роскосмоса», руководству Эрмитажа, правительству РФ. Никто не отказал, но и не согласился.

20 марта в Оренбург по приглашению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры приезжает писатель Захар Прилепин. На встрече с ним планирует быть и губернатор Денис Паслер, и активисты, и чиновники. И вновь неравнодушне горожане будут обсуждать судьбу 150-летнего здания. Остается только надеяться, что на этой встрече какой-нибудь добрый меценат выразит желание дать несколько миллиардов на спасение «летки». Иначе пройдет еще несколько зим — и жильцов уже придется расселять принудительно, потому что разваливаться начнет жилая часть.

«Оренбург дал мне крылья» — эту цитату знаменитого земляка любят использовать при любом удобном случае. И номинально город продолжает платить дань уважения герою: открывает памятник, называет в его честь проспект, аэропорт. Правда, скромный музей отреставрировать никак не получается, да решить судьбу легендарного училища тоже.

Сообщение Наследие Гагарина: как квартира и училище космнавта развалились в Оренбурге появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .