Молитесь в палатке, господа офицеры Непростая судьба и путь через тернии – не всегда спутники человека. Соборы и памятники Санкт-Петербурга своей историей напоминают нам об этом. Троице-Измайловский собор – памятник архитектуры, который на своем веку пережил многое: сменил кочевой образ жизни на оседлый, остепенился, а созрев и окрепнув, потерял голову от успеха. Он бунтовал, бедствовал, тонул и, выгорев от усталости, вновь нашел себя. Середина 18 века: императрица Анна хочет чувствовать себя более комфортно на престоле и создает Измайловский полк – по имени деревни, из которой она была родом, тем самым внеся разнообразие в элиту гвардии того времени. Каждому полку для традиционных ритуалов и таинств полагается в распоряжение собственный собор. В случае с Измайловцами, для начала, ограничились палаткой. Да-да, именно палаткой. Назвали сие творение походной церковью.
рис.1 «походный иконостас»
Состояла эта церковь из складного иконостаса, священных сосудов и комплекта богослужебных книг. Этот передвижной храм служил тихой гаванью для всей императорской гвардии в огромном количестве заграничных походов, оставив позади Рейн. Вместе с войском походная церковь вошла в Париж, а затем победителем через Нарвские триумфальные ворота вернулась в Санкт-Петербург. К тому моменту полк уже имел свой деревянный собор построенный по указу императрицы Елизаветы, однако в 1824 второе катастрофическое наводнение Санкт-Петербурга забрало у него последние жизненные силы. 3 долгих года собор растворялся во времени, когда на авансцену вышел Василий Петрович Стасов с проектом новой церкви, сначала деревянной, а затем каменной, который должен был отчасти повторять предыдущую деревянную постройку. Правящий монарх лично принимал участие в проекте, заимствуя интересные идеи летописных символов воинской силы. Не обошлось без символизма. Поразмыслив, на голубой купол были нанесены множественные изображения шестиконечных звезд – щитов Давида, как символа воинов, ведь собор строился для них. Можете себе представить, например, как выглядел бы на голубой полусфере размноженный во сто крат меч Гидеона?! И конечно, никак нельзя было обойтись без эффектных надписей: «Сим знаменем победиши» венчало сень над алтарем. Эта надпись была изображена на проекте собора лично императором Николаем 1 как отсылка к императору Константину Великому. Не было печали То ли от нервов, то ли из-за постоянного наблюдения и вмешательства императора, то ли от огромного количества заказов, Василий Петрович допускает ошибку и 16 из 24 колонн массивного купола, издав треск, подобный грому, надламываются от напряжения. К счастью, купол держится до конца, архитектор отправляется на гауптвахту провести незабываемые 24 часа, а работы по укреплению, выявлению ошибок и ремонту, поручают архитектору Петру-Доминику Базену. Два года Петр Базен пытается приручить доминанту, и казалось бы, когда всё уже готово и золотые звезды в количестве 280 штук сияют на голубом небосводе, а жемчужный фасад скучает под луной февральского неба, непослушный купол, отказываясь подчиниться новому ответственному делу, с сильным порывом ветра срывается с цепи. Приехав на место трагедии, царствующая особа рвет и мечет. Виновным снова признают Стасова, на этот раз с занесением записи в личное дело и с пятью сутками гауптвахты. Отныне Петр-Доминик Базен волен создать свой купол, что он и делает, одновременно поправляя повреждения, нанесённые предыдущему. К маю 1835 года собор освещают. Кстати, Василий Петрович Стасов до сих пор смотрит на нас с памятника рядом с собором, так как участие в строительстве принимал до конца и, по сути, отстранен от проекта ни разу не был. Ну, посидел пару раз на скамейке запасных, всего делов-то. Важно другое: гений архитектурной мысли Стасова на конкретном примере позволил мастерски решить вопрос отвода труб парового отопления собора — их маскируют жертвенники на крыше.
рис.2 «Собор до пожара 20-ый век»
Феникс В двадцатый век Троице- Измайловский собор вошел с шумом и пылью. Выбил дверь с ноги, так сказать. Развернулась вполне обычная советская история, все церковные ценности утекли в казну, иеромонахам и священникам “шили” дела и пачками ссылали или расстреливали. Заваленный трупами за годы войны собор уже, казалось бы, пережил многое – и угрозу сноса, и превращение в крематорий. После распада СССР в затопленных подвалах на лодках передвигались священники, вычерпывая ведрами воду, символизируя поднятия с глубин второй по величине Архитектурной доминанты города. Собору не жилось спокойно, призраки прошлого приходили к нему во снах. Кропотливую работу по восстановлению прервал август 2006 года, который принес новый пожар. По данным очевидцев, леса загорелись в трех разных местах, причину возгорания установить не удалось. Следствие по делу о пожаре за 7 лет так и не доведено до конца, но версия о поджоге не подтвердилась. Из бюджета на реставрацию собора ушло более 1ого миллиарда рублей.
рис.3 «Обезглавленный собор»
Как говорится: «Самая темная ночь перед рассветом». Наши дни, господа, Троице — Измайловский собор возрожден и голубая полусфера вновь радует жителей Санкт-Петербурга светом своих золотых звезд.
рис.4 «Современность»
Сообщение Троицкий собор в Санкт-Петербурге появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .