Март 2020-го года. Несколько юнармейцев Черкесска, дружно чеканя шаг, направляются по Аллее Славы к Вечному Огню. На улице не жарко. Однако ни у кого из ребят не возникает даже мысли: зачем им это нужно? А ведь в тот момент они легко могли находиться в куда более комфортных домашних условиях. Для подавляющего большинства уроженцев республиканской столицы (и многих жителей Карачаево-Черкесии) Парк Победы с расположенными на нём мемориальными сооружениями –священное место. Здесь ежегодно проходят десятки мероприятий в честь важных в отечественном календаре дат. Сюда же постоянно приезжают почётные гости. Откуда бы они ни были – из Москвы, Калининграда, Владивостока или из соседних регионов – непременно должны посетить памятник защитникам Родины, возложить цветы к братской могиле воинов. Причём все мероприятия проходят при непосредственном участии юных патриотов. Вот и теперь юноши и девушки не только продолжают нести Вахту Памяти, но и готовятся к юбилейной дате в истории нашей страны – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. При ином отношении к воспитанию подростков и молодёжи, не исключено, ничего подобного могло и не быть. Был период, когда только ленивый не отзывался негативно о некоторых страницах летописи государства. И история 1941-1945 годов – одновременно героическая и трагическая – не исключение. Мол, масштабных потерь можно было избежать, да, и самой войны – тоже. На худой конец сдаться, как это сделали некоторые европейские державы (не только «карлики»). Отдельные «эксперты» и сейчас открыто говорят, что такой вариант был бы предпочтительнее для Советского Союза: «Глядишь, процветали бы». Мыслить в стиле «вот если бы» — очень распространённая и в корне неверная позиция. Невозможно заново пережить случившееся, нельзя вернуть назад то, что утрачено. Но есть шанс извлечь из прошлого уроки. И помнить тех, кто ценой своего здоровья, а нередко и жизни помог восстановить мир. И вот тут важнейшую роль играет воспитание подрастающего поколения. Будет ли уважать свою страну человек, если ему со школьной скамьи начнут говорить о якобы «решающей» роли Советского Союза (наряду с фашистской Германией) в развязывании второй мировой войны? Имеющиеся факты не так уж сложно облачить в удобную для кого-то «обёртку». Чем, собственно, усердно и занимаются в последние годы некоторые организации и эксперты. В своих выступлениях они, разумеется, опускают куда более важные детали, не предполагающие двойного толкования. Как итог – в сознание слушателей, читателей могут закрасться сомнения в правдивости той истории, которую десятилетиями преподавали в образовательных учреждениях нашей страны. Чтобы подобной подмены понятий не было по определению, патриотическое воспитание необходимо не в виде дополнительных занятий, а как часть целой образовательной программы. Углубленное изучение истории Родины, понимание того, что происходило в тот или иной временной промежуток и, разумеется, участие в масштабных проектах, которые посвящены памятным датам, — всё это поможет вытеснить из нашей системы координат псевдофакты, заполнившие просторы Всемирной паутины. Причём одним лишь самообучением тут не обойтись. Куда более ответственной и нужной становится роль наставников, опытных педагогов, способных правильно и доходчиво донести информацию до сознания молодых людей. В столице Карачаево-Черкесии рядом с Парком Победы расположен городской Центр военно-патриотического воспитания молодёжи. Большинство занимающихся здесь юнармейцев и на школьных уроках показывают отличную успеваемость. Строевая подготовка, разборка-сборка автомата, знание истории Великой Отечественной войны, песен фронтовых лет. И, конечно же, посильная помощь тем, кто в 40-е годы прошлого века на себе испытал все тяготы того времени, кто отстоял Родную землю с оружием в руках или работая в тылу. Неслучайно в регионе большое внимание уделяется подготовке к месячнику оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Сами школьные коллективы состязаются в нескольких дисциплинах за главный трофей – переходящий кубок. Однако куда важнее, что участники этого многодневного соревнования свои теоретические знания переводят в практические навыки. Никакие уроки с зубрёжкой заданных тем не заменят того опыта, который юноши и девушки получают в соперничестве со сверстниками. Да, каждый раз победителями месячника оказываются воспитанники лишь одного общеобразовательного учреждения. Но это вовсе не значит, что остальные – в проигрыше. Ведь полученные знания от юнармейцев Черкесска уже никуда не денутся. Состязания среди школьных дружин во время месячника – важный элемент патриотического воспитания, но далеко не единственный. Не меньшее значение в образовательном процессе уделяется общению с людьми, представляющими собой живое воплощение героического прошлого Родной земли. К сожалению, ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом остается всё меньше. В настоящее время их в Карачаево-Черкесии — около полутора сотен. И надо было видеть, с какой радостью пожилые люди встречали ребят у себя дома во время акции «Дом со Звездой». Школьники посещали ветеранов, пели для них песни, дарили рисунки, цветы. Но сами получали от радушных хозяев куда больше. Да, ценность историй, рассказанных участниками Великой Отечественной, невозможно определить в денежном или подарочном эквиваленте. Однако насколько же велико их значение для лучшего восприятия подрастающим поколением всего, что происходило в то сложное для страны время. Вместе с рассказами ветеранов перед глазами учащихся городских школ оживали события 1941-1945 годов. Освобождение Черкесска, бои на самых ответственных участках фронта, блокада Ленинграда, освобождение европейских государств, взятие Берлина – рассказчикам этих эпизодов, из которых и сложилась окончательная Победа, сейчас по 90-100 лет. Но воспоминания переживших войну людей – и есть самый ценный подарок потомкам. А потому необходимо, считают педагоги, пользоваться уникальной возможностью узнавать о прошлом не только из книжек. Патриотическое воспитание тем и отличается от обычного — общеобразовательного, что упор делается не только на фактах, но и на людях, личностях, героях прошлого. Жить одним лишь прошлым невозможно, да, и не стоит. Но помнить о нём необходимо! Чтобы знать имена тех, кто не вернулся домой: погибли на полях сражений, умерли от ран в госпиталях, пропали без вести на чужбине. Чтобы не допустить в будущем повторения ужасов войны с многомиллионными людскими потерями. И чтобы гордиться историей своей Родины.
Сообщение Как защитить знания о прошлом своей Родины? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .