Немного биографии: родился в Витебске в беспросветной бедности, а учился в Петербурге у ведущего художника того времени Бакста, от которого, ровным счетом, ничего и не впитал, но. Впитал он от Парижа, куда отправился в 1911 году на деньги академии, разумеется, и вот тут началось. Кубизм, примитивизм, футуризм — все смешалось в живописном языке мастера с четким позиционированием себя, как русского еврея.
Немного о главном: картина «Я и деревня» 1911 года одна из ключевых в его творчестве. Почему? Уникальный живописный язык художника формируется будто через систему калейдоскопа. Интересен факт. Постоянная игра между макрокосмосом и микрокосмосом. Умение моделировать пространства разного масштаба с наложением на личные переживаниями самого Шагала. А его переживания, так или иначе, выражаются в передаче витебских местечек и чертах национальной оседлости. А родные места, надо сказать, это особая идеология. Пространство с определенным смыслом, ощущение локальности взаимодействует и сочетается с отрывом от места и полетом в никуда. Ну а самое главное — это изображение себя, любимой Беллы и родных просторов, сформировавших и оставивших отпечаток, как в душе, так и в творчестве.
Самая романтичная и символичная картина Шагала «Над городом» является, отчасти, и визитной карточкой художника. Романтический образ дополняется человеком, справляющим нужду (в левом нижнем углу). Использование подобных вещей обусловлено заземлением зрителя. Ирония уравновешивает пафос. Двое влюбленных взлетают на орбиту, создается ощущение свободы и космоса. Интересно, что Белла будто спутник земли, вращается по своей траектории. Но а Шагал? Шагал ее похищает или же держится за нее, а ведущая роль отдана ей? Двойственность трактовок и ролей в картинах Шагала всегда присутствует и отдает нам право решать для себя. В чем суть и что хотел сказать автор.
А может автор и не хотел говорить, а просто дал волю талантливому воображению.
Сообщение Видение мира от Марка Шагала появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .