Начнем не совсем по порядку.
Павел Филонов, например. Личность? Личность. И до сих пор не разгаданный до конца феномен русского искусства.
Не будем, как говорится, ассоциировать с авангардом только Малевича и его черный квадрат. Одна из самых известных картин Филонова («Корабли») есть синтез стилей: замечаем дробление форм, которое характерно для кубизма. Далее смотрим на ритмы картины. Они органичны, нам это не напоминает жесткий футуризм Татлина и Малевича, например. Наоборот. Филонова интересует материя, а значит ее органическая составляющая. Филонов не конструктор по природе, Филонов по природе исследователь. Каждый фрагмент картины — это отдельная клетка. А из клеток и состоит единый организм — картина. «Корабли» есть романтический порыв, в котором момент отплытия — это отрыв от реальности, от земли и от телесной оболочки.
Художник происходил из крестьян, зажиточной жизни не знал. Прошел путь от маляра до живописца. Имел опыт создания рисунков для конфетных коробок. Его картины — это синтез разных этапов его жизни, как художника. Видел войну, где командовал взводом. Взводом, который обратно и не вернулся. Погибли все, кроме Филонова. Написал картину «Война с Германией», глядя на которую плакали все, кто эту войну ощутил.
Одна из самых известных работ Филонова «Лица» 1940 года. Здесь, через множество слоев изображений, очевидны и лики. Картина как карта, картина как космическая модель из нескольких галактик, картина как кожа, картина как клеточная структура. Поздние работы художника — это сумма его жизненных ощущений и переживаний. Опыт его уникален не только для русского искусства, но и для всей культуры XX века.
Наследие Филонова стало более актуально или даже понятно с появлением биоинженерии и глобально — науки. Переосмысление его искусства с точки зрения науки объясняет новые уровни сознания и мышления, понятные пока только ему.
Сообщение Ингредиенты русского авангарда появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .