Все слышали о пекарнях, кофейнях и барбершопах, многие из которых могут не выжить в вызванном пандемией кризисе. А как дело обстоит с автосервисами? Мы узнали, каков запас прочности небольшой авторемонтной мастерской, «клубного» сервиса и шиномонтажа — то есть тех компаний, услугами которых многие из нас регулярно пользуются. Для этого поговорили с предпринимателями, детища которых относятся к автомобильному микро- или с натяжкой малому бизнесу — как и большинство подобных компаний. Прежде всего, разберёмся в том, что сейчас с нами происходит с точки зрения закона. Слово «карантин» в заголовке взято в кавычки, потому что фактически введены соответствующие ему ограничительные мероприятия, но власти этот термин стараются не употреблять. Например, официальный интернет-сервис «Госуслуги» называет происходящее режимом самоизоляции. На самом деле, в большинстве регионов введён определённый законодательством режим повышенный готовности, но в обществе всё происходящее называют в основном карантином. С началом тех самых «нерабочих дней» возникла неразбериха — кто может работать, а кто нет, и на основании чего. Но зарплату-то своим сотрудникам надлежало платить всем организациям. Поэтому фактически большинство московских сервисов продолжали работу, так как их деятельность не была прямо запрещена, а в нормативной базе были пробелы и противоречия. Тем не менее, нам известно о случаях, когда руководству столичных автосервисов звонили из «органов» и настоятельно рекомендовали приостановить работу. Но 10 апреля мэром Москвы был введён прямой запрет на деятельность многих организаций, в чисто которых попали и авторемонтные — пока до 19 апреля. Столкнувшиеся ранее с падением потока клиентов, а теперь и вынужденным простоем предприниматели жалуются на то, что арендодатели не дают отсрочки по платежам за помещения, а банки — по кредитам и овердрафтам. Тем более что авторемонтная деятельность, в отличие от ресторанной или парикмахерской, не внесена в перечень особо пострадавших от пандемии отраслей экономики, которым банковские отсрочки положены. Свежие поправки к законодательству предусматривают возможность принудить арендодателя к предоставлению отсрочки на время действия режима повышенной готовности. Но на практике мелкий арендатор находится в зависимом положении, и ему невыгодно разговаривать с позиции силы. Ведь это ему потом переезжать со всеми своими подъёмниками, покрасочными камерами и наработанной логистикой. Ещё одна сложность, на которую пожаловались сервисмены — практически прекратившиеся поставки запчастей. Многие московские сервисы приостановили работу как раз потому, что на их складах закончились запасы расходников, а пополнить их неоткуда. «При суммарном месячном обороте моих компаний в 5 миллионов рублей несложно подсчитать сколько мы недополучим даже за одну неделю простоя. Для начала, мы не можем заработать свои апрельские деньги по тем проектам, которые уже взяты в работу ранее — эти работы придётся выполнять тогда, когда ограничения будут сняты. Плюс к этому клиентский поток — не кран, который можно резко открыть, мгновенно получив тугую струю заказов. Уже в марте у нас было на 20% меньше работы, чем обычно, а к традиционно «хлебному» в нашей сфере апрелю просадка дошла до 90%. Мы могли бы немного облегчить своё положение, закончив хотя бы начатые автомобили, но распоряжение мэра заставляет простаивать. Да и когда откроемся, минимум полмесяца уйдёт на раскачку и возобновление потока». «При этом арендодатель не только не даёт отсрочку, но и в соответствии с договором уже просит аренду за май (700 «квадратов» в этом районе стоят около 500 тысяч рублей в месяц — прим. ред.), а когда мы снова начнём зарабатывать деньги — непонятно. Помимо этого, я должен выплатить своим сотрудникам полную зарплату за апрель, и обещанная на днях помощь вряд ли что-то решит. Вы же не думаете, что спецы, которые ремонтируют, красят и обслуживают ваши машины, делают это за 12 тысяч рублей МРОТа в месяц? Я считаю, что такими действиями власти убивают целые кластеры малого и микробизнеса, вынуждая либо фиксировать убытки и уходить с рынка, либо закредитовываться, что сейчас стало доступно далеко не всем. Ну или нарушать закон, работая подпольно. Если всё так и продолжится, то сохранять бизнес я смогу в лучшем случае пару месяцев». «Что касается ситуации на сегодняшний день, то это, как говорится «были нищими, а потом нас обокрали». Арендодатель отказывается дать каникулы (и его тоже можно понять), нет возможности купить материалы и запчасти и — самое главное — отсутствие заказов. Уже в марте клиентский поток упал почти до нуля. Всё это ведёт нас к неминуемому банкротству — запасов хватит максимум на месяц. После чего текущие расходы в размере минимум 400 тысяч рублей в месяц, которые на фоне полного отсутствия доходов превратились в убытки, покрывать будет нечем». «К счастью, хотя бы клиенты всё понимают и не дёргают нас по поводу застрявших в цеху автомобилей. Общая стоимость четырёх ранее взятых в работу и ныне замороженных проектов — 2,5 миллиона рублей, и конечно же они предоплачены далеко не на 100%. Если мастерская не возобновит в работу в самое ближайшее время, то уже никогда не получит этих денег. А клиенты не увидят готовых машин, которые сейчас разобраны до состояния только что вынутого из коробки конструктора». «Недавно мы закончили ремонт на новом месте, куда переехали прошлой осенью. Денег было вложено много, и планы — далеко идущие. Затраты планировали окупить в том числе грядущим сезоном «переобувки», который сейчас должен был быть в самом разгаре. Несмотря на карантинные меры, спрос на наши услуги упал не более чем на 15%. А вот продажи, которые дают до 40% прибыли компании, сократились заметно сильнее. Люди не стремятся тратить деньги на новые шины и тем более диски. Кроме того, многие повернулись в сторону вторичного рынка и ищут колёса на сайтах объявлений». «Ситуация с запретом на наш вид деятельности странная. Краткий итог такой: работать вроде бы нельзя, но как бы можно. По моим данным, большинство коллег по сфере бизнеса продолжает работу. Мы пока приостановили деятельность, но следим за ситуацией. Всё, что мы получили от государства — это сокращение выплат в фонды с зарплат наших сотрудников. Но это всего около 2% от ежемесячных расходов, включая аренду. Её, кстати, никто нам уменьшать не собирается. Всё, чего мы добились от арендодателя, это отсрочка платежа. Сотрудников не увольняем. Пока. Если ситуация разрешится в мае, мы обойдёмся малой кровью. Если затянется хотя бы до середины лета, то встать на ноги будет сильно сложнее». Многие сервисы, с которыми мы пообщались, совсем не против посидеть недельку-другую на изоляции — в конце концов, это вопрос не только социальной ответственности, но и здоровья сотрудников, от которого зависит бизнес. Но большинство подобных компаний просто не может себе этого позволить без поддержки извне. Это вопрос выживания, банальная арифметика, которая в заданных условиях не сходится, как ни крути. Что можем сделать мы с вами? Не так уж и мало. Просто оставаться дома — только так быстрее закончится пандемия и будут сняты ограничения, как это уже произошло в китайском Ухане . Давайте мы просто перед очередным выходом спросим себя — случится ли что-то серьёзное, если я никуда не пойду? Независимо то того, какой у вас QR-проездной — на два раза в неделю или рабочий «безлимит». /m