Список Минкомсвязи был обнародовал в понедельник, 6 апреля. И первым, кто отреагировал на него беглым, но очень уверенным анализом, стал заместитель руководителя РБК Иван Макаров. Эксперт был крайне удивлен не столько появлением в перечне медиа РИА SM-News, сколько данными посещаемости сайта. К слову, взятыми из совершенно открытых и известных источников. Он сам их приводит в посте. Это «Яндекс.Радар» и LiveInternet.
Макаров заинтриговал подписчиков тем, что нашел самое популярное российское медиа. Даже, по его словам, «популярнее РБК», где он получает зарплату.
«Не буду вас томить, это информационное агентство SM-news родом из Тулы. Само РИА принадлежит ООО Кремлевская редакция – владельцем и главным редактором, которого является Дмитрий Синяев. Довольно забавно, что у нас с ним всего 2 общих знакомых, хотя обычно, если человек занимается медиа у нас сотни общих пересечений. У ребят все очень хорошо, но почему российский медиа рынок об этих героях ничего не знает?»- написал Макаров.
Заместителя руководителя РБК не смутило, что агентство никогда не принадлежало ни ООО Кремлевская редакция, ни Дмитрию Синяеву. И что эти данные 100% фейк. Ни то, что показатели знакомств на Facebook, мягко говоря, выглядят наивно и глупо для анализа достижений того или иного медиаменеджера или редактора.
Возможно, именно профиль Facebook может подсказать, отчего заместитель руководителя РБК генерит фейки и брызжет слюной и желчью.
Согласно данным с его страницы, Ивану Макарову недавно исполнилось 39 лет. РБК, если верить профилю, это его 14-ое место работы. Если предположить, что он трудится со студенческой скамьи, то за «условные» 20 лет уважаемый медиаэксперт мог поменять работу 13 раз. Однажды даже носил гордое звание «писателя». То ли совмещал работы, то ли выгоняли. Ну не прижился человек надолго на рабочем месте. Ни на первом, ни на пятом, ни на десятом.
Смущает как раз другое, уже выяснив реальные факты про РИА SM-News, Иван Макаров не поменял их в своем посте. Хотя его редактировал и дополнял.
Если генерация фейков не смущает заместителя руководителя РБК, то что тогда говорить о его сотрудниках. Во вторник, 7 апреля, представившаяся корреспондентом РБК Елизавета Ефимович написала в редакцию РИА SM-News запрос. В нем содержалось 4 простых вопроса:
Сколько пользователей в день посещает сайт SM-news? Достоверны ли данные LiveInternet, согласно которым 01.04.2020 Ваш сайт посетило более 70 млн пользователей? Это реальные пользователи? Если да, то с чем связан столь высокий трафик?
Елизавета Ефимович просила предоставить РБК данные до 11.00 среды, 8 апреля.
И такой ответ последовал от главного редактора агентства Дмитрия Синяева. Он был исчерпывающим и даже учитывал то ли случайную ошибку, то сознательную провокацию. В запросе сотрудница РБК перепутала понятия «пользователи» и «просмотры».
В итоговом материале, авторами которого значится целая команда РБК- Елизавета Ефимович, Сергей Соболев, Владислав Скобелев и все тот же Иван Макаров- вышло два коротких предложения от имени главного редактора.
При этом, полный ответ на вопросы РБК выглядел так.
Там также напрямую говорится, что учредитель агентства Илья Степанов отказался общаться с РБК, хотя на самом деле это не так. В реальности в первой версии статьи говорилось о том, что владелец прокомментирует ситуацию. Илья Степанов подтвердил готовность общаться в беседе с Елизаветой Ефимович, но его мнение почему-то авторов материала интересовать перестало. Руководителя агентства проигнорировали, написав вдобавок, что он отказался от общения.
В статье также присутствует ряд замшелых шаблонов и классических передергиваний. За отсутствие которых непосвященная аудитория как раз и ценит серьезные СМИ, а рекламодатели несут деньги. Под «качественный контент».
Авторы статьи отметили динамичный рост аудитории РИА SM-News, привели в пример данные открытых и авторитетных источников. Они подняли статистику РИА SM-News в «Яндекс.Радаре» и LiveInternet. Прошерстили Mediascope и SimilarWeb. То есть, воспользовались инструментами для объективного учета трафика того или иного сайта. Все бы ничего, но попытка объяснить причины успеха агентства была сколь банальна, столь и предсказуема.
Своим предположением с читателями РБК поделился некий гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Он не исключил, что РИА SM-News использует «ботов», накрутку, работу с пиратами и прочие методы десятилетней давности. Которые уже и «за МКАДом» давно зашквар.
Какими способами пользуется сам Казарян для продвижения в сети себя как эксперта, сказать однозначно сложно. Но по запросу «Карен Казарян» Яндекс первым выдал страницу оптового столичного продавца роз Карена Казаряна. Гуру интернета следует сразу за ним.
И если даже грубые ошибки, высосанные из пальца гипотезы и странные эксперты в той или иной статье можно списать на непрофессионализм, спешку, предвзятость и зависть, на худой конец. То, когда встречаешь в Интернете явную «заказуху», то становится неприятно. Особенно, когда она опубликована на уважаемом ресурсе с именем. Скрашивает только полная невнятность автора и выпускающих редакторов, которые, такими темпами не оставят изданию его прежней репутации.
10 апреля на известном сайте из Санкт-Петербурга «Фонтанка» вышла еще одна статья, посвященная РИА SM-News. Его автором стал скандально известный журналист Александр Ермаков. Тот, которого некогда выгоняли из зала суда за некорректное поведение. Тот, который обвинялся в клевете после выхода сомнительных расследований. Тот, кого упрекали в незнании презумпции невиновности в манипулировании. Факты, говорящие сами за себя.
Александр Ермаков всеми возможными путями подводит читателя к выводу о том, что РИА SM-News может быть связано «с активами группы «Патриот» и Константином Малофеевым». Не имея, при этом, совершенно никаких реальных фактов, поскольку это 100% фейк. Но автор усердно пытается их притянуть. Хотя к его мнению даже редакция и то не прислушивается.
Например, за некое подобие подтверждения своих слов «Фонтанка» выдает анализ схожести контента у РИА SM-News, News.ru, ИА REX и РИА ФАН. При этом, в медиасреде не для кого не является секретом, что некоторые СМИ могут иметь так называемые «партнерские программы». Проще говоря, по двусторонней договоренности иногда публикуют интересные и эксклюзивные новости со ссылкой друг на друга. Это обычные деловые отношения.
При этом, такой формат взаимодействия автору знаком, что видно из его статьи. Но то, что в случае с РИА SM-News может быть обычная «партнерка», автор не допускает.
Чтобы закрепить доказательства связи агентств он приводит в пример стрингера Константина Мочара, который публикуется сразу в нескольких СМИ. Правда, для РИА SM-News пишет на немного другую тематику, чем для остальных. И это легко прослеживается при должном изучении.
Также автор выдал «статистику робота» о длительности одного посещения на обозначенных выше сайтах. У двух из них она составила 1 минуту и 43 секунды. К слову, в этом же примере фигурировала и «Фонтанка». Она проиграла РИА SM-News по большинству показателей, указанных на скриншоте ее автора.
О стандартных деловых отношениях неизвестного ему агентства и используемых авторах Александр Ермаков мог бы узнать, если бы захотел и спросил в редакции РИА SM-News напрямую. Но туда никто из «Фонтанки» не обращался, с главным редактором Дмитрием Синяевым на связь не выходил.
Серьезное СМИ из Санкт-Петербурга не стало работать с первоисточником.
Совсем уж натянутой выглядит попытка сайта связать работу информационного агентства с губернатором Тульской области Алексеем Дюминым. Мол и сидят в одном городе, и появились там в один год. Но если этого мало, читателю дают и «железные факты». Оказывается, губернатор в 2019 году поздравил телеграммой с днем рождения учредителя РИА SM-News, известного медиаменеджера, депутата Тульской областной Думы Илью Степанова с днем рождения. Пазл, по задумке автора, должен был сложиться.
Однако, опытный журналист не может не знать, что каждый губернатор в своем регионе шлет поздравительные телеграммы в дни рождения руководителям ведущих предприятий и организаций. И чтобы отметить заслуги, и чтобы мотивировать на дальнейшую работу. На новые победы. Также поступает и в динамично развивающейся Тульской области ее губернатор Алексей Дюмин. От этого гипотеза «Фонтанки» выглядит еще более непрофессионально и лишь настраивает против себя одного сильнейших губернаторов России.
«Блестяще связав регистрацию средства массовой информации с приходом в регион губернатора Алексея Дюмина, а также его связь с Константином Малофеевым и Александром Бородаем, питерское издание упустило важнейший фактор «тульского медиа-чуда»,- рассуждает генеральный директор РИА SM-News Илья Степанов.- Широкомасштабные выводы на основе идентичности времени одного посещения на двух сайтах, а именно 1 минуты и 43 секунды, выявленной неким роботом-аналитиком, как утверждает «Фонтанка», и есть ключевой конспирологический фактор связи с активами группы «Патриот». Выводы самодостаточны и не требуют дополнительных комментариев».
Как и коллеги из РБК, «Фонтанка» также пыталась разгадать феномен РИА SM-News. Те же способами. Автор приводит статистику агентства в LiveInternet, а также анализирует SimilarWeb за последний год. До «Яндекс.Радара» или «Яндекс.Метрики» он даже не дошел. Александр Ермаков замечает рост и аудитории, и трафика у РИА SM-News.
Правда, выводы и в этом случае делает пресные. Боты, накрутки и «схема генерирования виртуальных мобильных номеров». Это все, на что хватило фантазии и мастерства у Александра Ермакова и его экспертов.
В их число входил некий «цифровой аналитик Сергей Кузнецов». Ему вторили «знакомый с форматом работы издания собеседник» и «тульские digital-специалисты». Вот собственно и все уважаемые и известные эксперты.
Попытка зацепиться хоть за какие-то связи РИА SM-News, то с другими авторами и СМИ, а также их владельцами, то с губернатором, то обвинить в накрутке, могут говорить о том, что настоящей задачей ее автора было очернение нового российского информационного агентства. Или как говорят: обычный «заказ». Интерес к РИА SM-News вырос после публикации списка Минкомсвязи
Его можно отработать красиво, а можно- как сделали. Поскольку найти ничего нечистого «Фонтанке» не удалось, то, скорее всего, пришлось Александру Ермакову и шить статью белыми нитками. Выискивать ту самую «черную кошку в темной комнате», чтобы придать хоть какую-то видимость правдивости. Именно поэтому издание из Санкт-Петербурга и не обратилось с вопросами в редакцию РИА SM-News. Потому что честные ответы ей были не нужны. Темник был уже спущен. Заказ оформлен. И кем-то, видимо, оплачен.
В статье «Фонтанки» все же есть один позитивный момент. Автор то ли от излишней рьяности, то ли от ревности называет РИА SM-News «тульскими выскочками». Похоже на намек на то, что кроме двух столиц не может быть в России СМИ с хорошим и признанным трафиком. Тем более из «какой-то Тулы».
Тем не менее, тульское медиа-лобби существует давно. Именно оно выталкивает на федеральный уровень как отдельные проекты, так и кадры. То есть людей, которые родились в Туле, но играли и играют заметные роли в медиажизни России.
Уроженец Тульской области Модест Колеров с 2002 года принимает участие в жизни информационного агентства REGNUM, являясь его главным редактором и одним из отцов-основателей. Агентство считается одним из наиболее опытных и уважаемых в России. К слову, Колеров возглавлял также ИА REX (какой еще «железобетонный аргумент» упустила «Фонтанка»).
Выходец из Тулы Вадим Баранчиков в 2003 году «неожиданно» становится заместителем генерального директора ЗАО «Видео Интернешнл Трэнд». Затем- руководителем коммерческой службы Национального Телевизионного Синдиката (НТС).
Туляк Владимир Шемякин идет дальше. В 2007 году возглавляет ЗАО «Видео Интернешнл «Трэнд». Затем его назначили первым заместителем председателя правления холдинга «Газпром-Медиа». А сейчас и вовсе, является гендиректором «Росгосцирка» и владеет холдингом «Медиа Траст». Что это еще за такой холдинг? Журналисты «Фонтанки» могут найти ответ в сети интернет. При желании, разумеется.
Выучился в Туле и сделал тут свои первые «медиашаги» телеведущий, стилист, а теперь еще и писатель Александр Рогов.
Родился и выучился в Туле и репортер, телеведущий и основатель компании «ГиП-Медиа Групп» Леонид Закошанский. Он известен благодаря работе в проектах «Ты не поверишь!», «Говорим и показываем» на телеканале «НТВ» и «Выход в люди» на канале «Россия».
В «Современнике» в 1855 году начали издаваться первые заметки молодого офицера и военкора Льва Толстого. Участника Крымской войны. Интересно, для «Фонтанки» он тоже выскочка?
Рассуждения РБК и «Фонтанки» содержат два очень похожих момента. Возможно, один вытекает из другого. Во-первых, они приводят в своих доводах факты, показывающее превосходство РИА SM-News над собой по ряду показателей. И это данные объективного мониторинга, которые делают уважаемые в медиасреде «Яндекс», LiveInternet и SimilarWeb.
Во-вторых, удивительно, что опытные редакции, видя объективные данные счетчиков, не высказывают претензий ни «Яндексу», ни LiveInternet, ни SimilarWeb. Не закидывают их вопросами, не изучают технологии. Не пишут о том, как РИА SM-News умело построило работу. А ведь именно данные этих ресурсов и использовало Минкомсвязи перед составлением своего списка.
Напротив, агентства делают примерно одинаковые выводы. Очень прогнозируемые и банальные. О ботах и накрутках. Наверное, коллегам из РБК и «Фонтанки» такие методы хорошо знакомы до сих пор. Ведь как мы знаем: на воре и шапка горит.
Болезненная реакция на включение РИА SM-News в список социально значимых сайтов и медиа обнажила главную проблему- менеджеры и редакторы многих агентств не придумали новых способов получения честного и реального трафика. А значит, упустили нити из рук и лишились инициативы. Их обыграли новые технологии и их авторы. Те самые «тульские выскочки».
Сообщение Конспирология рулит. Как прогресс РИА SM-News породил фейки появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .