Быть молодым педагогом – очень непросто. Ещё вчера ты писал конспекты и рассуждал о педагогике в теории, а сегодня перед тобой целый класс учеников. В стенах университета будущим учителям говорят о важности их профессии и об острой нехватке педагогов в школах. Это действительно так. Устроиться в школу – легко. А остаться после первого года под силу далеко не всем.
Что же отталкивает молодых учителей от дальнейшей педагогической деятельности? Рассмотрим пять основных причин ухода молодых педагогов из школ.
Работа в режиме 24/7
Ошибочно считать, что со звонком с последнего урока учитель свободен и может заниматься своими делами. Как только последние ученики уходят домой, учитель остаётся один на один с тоннами работ, требующими проверки. Зачастую, проверка классных, домашних и самостоятельных работ, а также выставление оценок и ведение журнала занимает 5-6 часов. Важна и нагрузка. Много классов – очень много проверки, мало классов – тоже много проверки. Поэтому времени на личную жизнь, увлечения и хобби не остаётся.
Изображение взято с сайта https://vogazeta.ru/
Принудительное участие во всех мероприятиях
В большинстве школ существует негласное правило: у молодого педагога нет своей жизни. Как только перед руководством встаёт вопрос, кого отправить на какое-либо мероприятие в качестве «массовки», выбор всегда падает на молодого учителя. Различные педагогические слёты, конференции и семинары часто проводятся после уроков. И вместо того чтобы прийти домой и отдохнуть перед проверкой тетрадей, учитель отправляется, например, на семинар о проблемах современной педагогики. Обычно ничего важного и нового на подобных «слётах» не происходит: учитель тратит своё время впустую. В 21 веке все конференции, лекции, семинары и курсы должны перейти в online, однако традиционно учителей продолжают сгонять в Ресурсные центры, тратя их время не только на само мероприятие, но и на дорогу.
Постоянное общение с родителями учеников
Каждый классный руководитель может подтвердить, что родители учеников часто теряют чувство такта. Позвонить или написать учителю поздним вечером или в выходные – «нормальная» практика. Такое нарушение личных границ вызовет негодование у любого человека.
Работа с документацией
Как ни странно, составление учебных программ, планов, написание различных отчётов ложится на плечи учителей. Помимо тяжёлой работы в классе, где нужно не только давать знания, но ещё и держать дисциплину, проверки тетрадей, выставления оценок, ведения журнала и участия в ненужных мероприятиях, учителей обязывают заниматься ещё и «бумажной работой». Времени на всё не хватает, и педагоги очень часто работают ночами. А утром – в школу.
Неуважение
И речь сейчас пойдёт не об учениках. Дети адекватно воспринимают молодых учителей в отличие от большинства родителей и коллег. В 80% случаев родители не обращают на замечания молодого учителя никакого внимания. Дикое правило «кто старше, тот и прав» отбивает у учителя желание сотрудничать с родителями учеников в решении различных проблем. Увы, пренебрежительное отношение к молодым коллегам наблюдается и у старших учителей. Да, дедовщина бывает не только в армии.
Да, все школы разные. Встречаются и такие, где к молодым специалистам относятся с пониманием. Но статистика неутешительна: эксперты ОНФ заявляют, что 51% опрошенных учителей говорят о нехватке педагогов-предметников, а 70% молодых специалистов уходят из школ после первого учебного года.
Изображение взято с сайта https://ru.depositphotos.com
Сообщение Почему молодые учителя уходят из школ? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .