Развитие прибрежного рыболовства является одним из приоритетов экономики России. Благо, страна богата приморскими территориями. Однако в Мурманской области прибрежные воды, точнее, добыча в них даров моря, в последнее время все чаще становится источником споров и напряжения.
Рыбопромышленники активно жалуются на излишний, по их мнению, контроль со стороны правоохранительных и контролирующих органов, называя действия государственных структур чрезмерно жесткими и нерациональными. Более того, по словам представителей Союза рыбопромышленников Севера, такие меры и вовсе могут привести к остановке производства морской продукции, а предприятия понесут значительные финансовые потери. В чем причина такого внимания правоохранителей к рыбакам, мы попросили рассказать ряд экспертов.
Но для начала немного теории. «Прибрежка», то есть прибрежное рыболовство, играет важную роль не случайно. Как в России, так и за рубежом оно выступает основой поддержания и развития социально-экономической инфраструктуры прибрежных регионов. Как не раз говорили представители российских властей, «прибрежка» должна обеспечивать рыбоперерабатывающие береговые предприятия свежевыловленной продукцией и давать возможность населению прибрежных регионов покупать качественную свежую рыбу по доступным ценам. Согласно действующему законодательству, все выловленные на прибрежной территории морересурсы должны в живом, свежем или охлажденном виде доставляться в местные порты, на эти самые береговые предприятия.
Но этому правилу, как утверждают правоохранители, следуют далеко не все. Так, в 2019 году суда «Мурманского тралового флота» начали доставлять в порт Мурманска печень трески в банках и рыбную кормовую муку, которые представляют собой уже готовый, термически обработанный продукт, произведенный непосредственно в море.
Нарушения не остались незамеченными со стороны ФСБ, силовики стали разбираться в действиях рыбаков и привлекать виновных к ответственности. На этом дело не закончилось. По словам источника, знакомого с ситуацией, руководство компании продолжало требовать от капитанов своих рыболовецких судов доставки в порт именно готовой продукции, обязуясь возмещать последним расходы на административные штрафы. В настоящее время сумма накопленных «Мурманским траловым флотом» штрафов превышает несколько миллионов рублей, часть из которых уже взыскана. Несмотря на многочисленные обжалования действий правоохранителей, суд на сторону коммерсантов так и не стал.
Но при оборотах компании эти суммы не так значительны. Кроме того, помимо прямой экономической выгоды от продажи готовой продукции с высокой добавочной стоимостью взамен гораздо более дешевого сырья, у рыбаков есть и еще один интерес к «прибрежке». Дело в том, что рыбопромышленники пользуются статьей 31.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Согласно прописанной в ней букве закона пользователи, имеющие промышленную квоту и осуществляющие прибрежное рыболовство, имеют определенный бонус в виде повышающего коэффициента 1,2 для расчета объема вылова в промышленном рыболовстве. То есть, если компании выделяется промышленная квота на 500 тонн трески, то при одновременном осуществлении ею и прибрежного рыболовства, промышленная квота увеличивается на 100 тонн. Выходит, что крупные компании-промышленники стараются увеличить свои уловы, используя особенности «прибрежки», но обеспечить береговую рыбоперерабатывающую промышленность свежим сырьем им невыгодно, пусть даже того требует закон. Что делает прибрежное рыболовство лишь придатком, составной частью промышленного.
К слову, такая склонность российских рыбодобытчиков прослеживается уже давно, как и их ориентированность на зарубежный рынок. В современных условиях, когда рыбу выгоднее везти в иностранные порты и продавать за валюту. По данным статистики, мурманские рыбодобывающие предприятия отправляют на экспорт свыше 90% добываемой пикши и трески. Что явно не идет на пользу продовольственной безопасности страны. Как отмечали в Институте экономических проблем Кольского научного центра РАН, для экономики страны в целом экспортировать целесообразно излишнюю продукцию. Но представители крупных рыбопромышленных компаний, на банковских счетах которых вся выгода от экспорта и оседает и оседает, руководствуются только этой выгодой. Россияне же получают в итоге рост цен на рыбу при ее недостаточном количестве и ассортименте.
Как рассказал в беседе с нашим агентством председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко, в магазинах Мурманской области за последние несколько лет цены на многие виды рыбной продукции выросли минимум вдвое. Отчасти такая ситуация складывается из-за отсутствия понимания со стороны местных крупных рыбопромышленных компаний важности развития береговой перерабатывающей инфраструктуры. Рыбный бизнес нацелен на максимальное извлечение прибыли из своей деятельности, и реинвестирование ее в собственные производственные мощности, а не в развитие портовых предприятий.
По словам Анатолия Евенко, за нарушения режима прибрежного рыболовства крупные мурманские рыбопромышленники закономерно поплатились значительными штрафами, а органы ФСБ в данном случае лишь выполняют функции госконтроля по соблюдению российского законодательства в рыбной отрасли. «В обозримой перспективе, когда в России появится специализированный флот для прибрежного рыболовства, возможны какие-то послабления в законе для возможности переработки рыбы на борту, но это уже будет касаться только «прибрежников» — считает он.
При этом крупные рыбопромышленники пытаются через СМИ поднять шум вокруг действий контролирующих органов. Например, рассказывают о якобы принуждении со стороны контролирующих органов выбрасывать печень трески за борт. Но, вероятно, это лишь попытка удержать свои высокие прибыли, пусть в ущерб интересов государства и людей.
Сообщение Прибрежные воды Мурманской области становятся территорией споров появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .