Успокою сразу: никого из нас нельзя точно наградить диагнозом и уместить в рамках научного клише, а все психологические школы и труды призваны быть только подспорьем, чтобы разглядеть скрытые стороны личности и, может быть, вызвать некий инсайт у человека, благодаря чему он сам захочет измениться и в итоге — изменится. Лично я люблю кино за то, что это самый интересный, приятный, быстрый и дешевый способ пережить чужой психологический опыт, извлекая для себя не только впечатления, но и ценные уроки.
Самый первый уровень невроза — маски и роли, которые люди надевают в обществе. Маски нужны, на самом деле, для того, чтобы не принимать себя настоящих, ибо это труд, а лень вперед родилась. Дни заполняются обычно чуждыми душе занятиями, наполняя в итоге чувством неудовлетворенности. Мы, сценаристы, показываем сначала привычный мир героя, а потом впускаем в его мир то, что навсегда меняет и рушит равновесие.
На следующем уровне невроза мы понимаем, что нас перестала устраивать реальность, и это вызывает напряжение. Степень накала тревоги и желания избежать кризиса — определяет скорость, с которой произойдут изменения. В кино герой часто отрицает проблему, решает ее сначала формально, но хороший сценарист дает понять, что такой номер не пройдет и действовать придется, показывая герою бессмысленность старых правил игры.
Дальше наступает антисуществование, самый сложный период, когда человек перестает хвататься за прошлое, но еще не знает, как будет жить дальше. В этой точке настоящего кризиса можно застрять, убедив себя, что для выхода нет ресурсов. В таком случае хороший сценарист, чтобы дать герою перейти на следующий уровень, опускает его на самое «дно». Целиком и честно погрузившись в кризис, приняв свое бессилие, шагнув в пропасть, человек проходит этот этап и получает в награду бесценный опыт и главное самооткровение. В кино (как и в жизни) процесс может занять годы, но вознаграждение героя ждет всегда, и это обычно самая пронзительная сцена фильма.
Если в ваших любимых фильмах главный герой проходит один и тот же маршрут – отнеситесь к этому как к проективному тесту. Возможно, есть смысл что-то сделать с собой и со своей жизнью, чтобы смотреть сцены не на экране, а прожить их по-настоящему.
Сообщение Драматургия для жизни: о чем говорят любимые фильмы? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .