Южная Корея – как муравейник. На 100 тысячах квадратных километров живет около 52 млн. человек. Для сравнения, площадь Приморского края почти 166 тысяч квадратных километров и живет здесь чуть меньше 2 млн. человек.
Корейская экономика считается одной из лидирующих по ВВП (в ТОП-15 входит – это точно). Год назад покупательская способность составила 42,5 тысяч долларов США на душу населения. Страна является крупнейшим в мире судопроизводителем. Порт Пусан входит в ТОП-5 среди крупнейших портов мира. В мире большой спрос на корейские товары, в т.ч. бытовую технику, электронику, автомобили. Полтора года назад средний размер зарплаты был $3,3 тыс, на 1 января 2020 года минимальный размер оплаты труда был зафиксирован на уровне S$7.47 в час. Но пришел вирус и спутал все карты.
При той численности населения, проживающего в стране, на сегодня здесь зарегистрировано 10 752 случая заболевания COVID-19, в 244 случаях наступил летальный исход. Несмотря на оптимизм в корейском обществе, довольно быстрые сроки купирования заболевания, значительного роста экономики не наблюдается. Карантинные меры дали о себе знать. И что сделал бизнес в такой ситуации? Меры интересные. Где-то заслуживающие уважения, а может даже и опыт их стоит в чем-то перенять. Достаточно посмотреть южнокорейские СМИ, чтобы понять направленность действий бизнеса.
Без кредитов никуда
Автопроизводители Южной Кореи обратились в правительство за содействием получении от банков экстренных кредитов на общую сумму $ 26 млрд. Эти деньги пойдут на эксплуатацию заводов, поддержание текущей рабочей силы и покрытие других постоянных расходов в течение следующих трех-четырех месяцев. На самом деле денег надо по более, но оставшиеся $8 млрд берут из собственных оборотных средств. В дополнение к этим кредитам, автопроизводители рассматривают возможность снижения корпоративных налогов и получения других налоговых льгот, дабы пережить кризис на фоне вируса. COVID-19 в течение некоторого времени будет продолжать влиять на экспорт и продажи за рубежом.
В настоящее время южнокорейские производители, имеющие производственные мощности в других странах, приостановил работу большинства своих зарубежных заводов. Тамошние правительства потребовали временной приостановки производства, пока COVID-19 не замедлится.
Как пишет агентство Yonhap News, с января по март пять автопроизводителей Страны утренней свежести продали 1 687 905 автомобилей, что на 9,2% меньше, чем годом ранее. Сейчас клиенты не посещают дилерские центры из-за опасений, связанных с COVID-19. Тем не менее, крупнейший автопроизводитель в стране и четвертый в мире Hyundai Motor Co. вопреки различным прогнозам расширил свою линейку и выдал обществу высокопроизводительный автомобиль. Эдакое стремление повышения продаж на фоне влияния коронавируса на автомобильный сектор. Вирус не вечен, надо смотреть на перспективу. И новая модель уже продается по базовой цене. Параллельно компания выбрасывает на рынок ценных бумаг корпоративные облигации. Это позволит привлечь $ 240 млн.
«Под крыло» да еще и на льготных условиях корейские банки берут не только автопром, но и авиаперевозчиков. Сегодня авиакомпании Республики Корея приостановили большинство своих рейсов на международных маршрутах, поскольку все большее число стран ввело ограничения на въезд на фоне опасений из-за вируса. Корейский банк развития (KDB) и Экспортно-импортный банк Кореи (Exim Bank) решили выдать новые кредиты Asiana Airlines на сумму $ 1,4 млрд. Но план планом, а денег авиакомпания пока еще не видела. Ожидается, что и правительство примет меры по оказанию финансовой поддержки авиаперевозчикам. Пока же 30,7% пакета акции Asiana Airlines покупает консорциум, созданный между Hyundai и Daewoo. Более того. в планах выкупит весь пакет. В рамках мер самопомощи рассматривает вариант продажи ценных бумаг для привлечения $ 820 млн. крупнейший южнокорейский перевозчик Korean Air.
Пересмотреть зарплату и отношения с профсоюзом
Но кредиты, акции – это одна сторона «медали». Как показала ситуация с вирусом, руководство южнокорейских корпораций пришло к выводу, что в трудные для страны, отрасли, компании дни надо быть ближе к своему народу.
Так руководству Hyundai Motor Group, а это почти 1200 руководителей всех ее филиалов, в т.ч. и исполнительный вице-председатель, с апреля сократят зарплату на 20%. Нечто подобное наблюдалось в 2009 и в 2016 годах, когда компания столкнулась с финансовым кризисом, — тогда руководство «отдавало» десятую часть своей зарплаты.
Четвёртый по величине производитель легковых автомобилей в Корее компания SsangYong Motor Co. и ее профсоюз подписали соглашение о заработной плате за год на фоне растущего воздействия вспышки коронавируса на автомобильную промышленность. Работники SsangYong договорились о замораживании заработной платы, поскольку считают, что стабильные отношения между руководством и трудовыми ресурсами являются ключом к восстановлению компании на должном уровне в связи с вирусными опасениями. Забастовок в компании по поводу зарплаты нет уже доброе десятилетие. Все решается полюбовно. И это несмотря на то, что SsangYong борется с ухудшением показателей с 2017 года. В 2019 году годовой объем продаж SsangYong упал на 6,5% до 132 799 автомобилей по сравнению с показателями предыдущего года. С января по март 2020 года продажи упали на 31% до 24 139 единиц по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Среди собственных мер есть сокращения по социальным пособиям и премиям. Помимо этого, индийская материнская компания Mahindra & Mahindra Ltd. пока решила не вкладывать ранее запланированные 230 миллиардов вон в корейское подразделение, т.к. и самим сейчас нелегко. Но в ближайшие три месяца рассмотрит вопрос о разовом вливании в объеме до 40 миллиардов вон, чтобы помочь SsangYong удержаться на плаву и продолжить работу.
Помнить не только о себе, но и о тех, кто рядом
При решении своих проблем корпорации не забывают и о регионах, помощь выражена в самых разных вариантах – от материалов до финансов. Такой подход позволил местному населению лучше справиться с проблемами, которые возникли после коронаввируса.
Так, компания Samsung Group пожертвовала $24,6 млн. на борьбу с пандемией и открыла учебный институт Samsung для лечения пациентов с подтвержденным диагнозом коронавирус, а также для отправки медицинского персонала в медучреждения в пострадавшие от вируса регионы. Коме того, было собрано 1,6 трлн вон, которые пошли на закупку основных расходных материалов для пострадавших и медицинского персонала по всей стране.
Hyundai и Kia Motors Group пожертвовали 5 миллиардов вон на финансирование восстановления COVID-19. К почти имеющимся 2200 сервисным центрам компании дополнительно открыли по стране еще 40, где в течение марта бесплатно стерилизовали автомобили для клиентов. Группа также привлекла 1 трлн вон на чрезвычайное финансирование, чтобы помочь мелким и средним поставщикам автокомпонентов лучше оправиться от значительных потерь. Группа открыла две специализированные базы для размещения пациентов с подозрением на вирус и продолжает проводить кампанию по сбору крови.
Многопрофильный холдинг SK Group пожертвовал 5 млрд. вон на предотвращение вируса и 400 млн. вон на приобретение расходных материалов. В Тэгу и в провинции Северный Кёнсан, где этот вирус был наиболее сильным, группа обеспечивала повседневные нужды уязвимых социальных групп в детских домах и домах престарелых, медицинского персонала и работников, работающих в карантинной зоне. Были приобретены предметы медицинского назначения, в т.ч. 100 000 масок и 25 000 дезинфицирующих средств для рук.
Hanwha Group предоставила свой учебный институт под лечебный центр, чтобы помочь медицинским службам в борьбе с нехваткой больничных коек. Объект оснащен 200 комнатами, а телевизорами, WiFi, ванными комнатами и душевыми, и находится в непосредственной близости от крупных больниц в Сеуле и Сувоне. Основной филиал Hanwha Solution также пожертвовал 150 000 масок в провинцию Северный Кёнсан, которые были предоставлены семьям с низким доходом.
Shinsegae Group поставила для медицинского персонала и добровольцев в регион Тэгу 3000 гигиенических наборов, в составе которых маски и предметы первой необходимости, а также создала фонд на 900 миллиардов вон для малых и средних компаний, которые столкнулись с трудностями из-за длительного COVID-19 кризис.
LG с января бесплатно предоставила 3100 очистителей воздуха и колонок AI для детских учреждений. А также обеспечила фильтрами 10 100 воздухоочистителей в 433 начальных школах по всей стране. Плюс еще продукты детям. Общая сумма помощи — 22 млрд. вон. Обслуживание и продукты будут предоставляться в течение трех лет.
Lotte World Tower в Сеуле посылает сообщение на ночное небо с надписью «Бой с Кореей» и «Мы поддерживаем медицинский персонал!» который включается каждый вечер с 7 вечера. и 11 вечера с корейским флагом на заднем плане. Компания надеется поддержать общественность, чтобы лучше справляться с этими трудными временами.
LG Chem предоставляет финансовую поддержку своим партнерам в размере 100 млрд. Вон, в понедельник — 62,9 млрд. Вон в качестве чрезвычайных кредитов, а остальные 43,2 млрд. Вон будут выделены в рамках «фонда роста инноваций», который направлен на помощь в исследованиях и затратах на разработку для борьбы компании-партнеры. Помощь планируется распределить в первой половине этого года.
Параллельно LG Chem в сотрудничестве с LG Electronics инициировал «социальный кампус LG», который предоставляет 200 миллионов вон на создание экологичного социального предприятия. Здесь 2000 уязвимых подростков будут снабжены наушниками стоимостью и оборудованием300 миллионов вон, необходимым для дистанционного обучения, поскольку начальные и средние школы проводят занятия в Интернете из-за вируса.
Сотрудники компании POSCO – ведущего производителя стали в стране — добровольно отчисляют по 1% от зарплаты на помощь нуждающимся. В акции принимают участие 27 филиалов группы и 88 компаний партнеров. Фонд собирает ежегодно по 10 миллиардов вон.
Президент Республики Корея, отметил, что повышенное внимание будет уделено авиационной, автомобильной, технологической и туристической отраслям, которые в целом поддерживают экономику Южной Кореи с точки зрения рабочих мест. Скоро будут объявлены пакеты помощи, которые будут направлены на сохранение рабочих мест и усиление социальных буферных программ для пострадавших.
Жизнеутверждающий тон в борьбе с вирусом задает Lotte World Tower в Сеуле – оттуда вечерами на ночное небо проецируются надписи «Бой с вирусом» и «Мы поддерживаем медицинский персонал!» с корейским флагом на заднем плане. Таким образом компания надеется поддержать общественность, чтобы лучше справляться с этими трудными временами.
Сообщение Как Южная Корея борется с вирусом и восстанавливает экономику появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .