В 2019 году на большие экраны вышел сольный проект о клоуне-суперзлодее «Джокер». Картина с одноименным названием — не просто очередной комиксный продукт, это настоящая психологическая драма.
Фильм стал откровением, вызвал шквал бурных эмоций зрителей и кинокритиков. Непревзойденная игра Хоакина Феникса, сыгравшего Джокера, за которую актер получил «Оскар», будоражит воображение. Некоторые сцены режиссер картины Тодд Филлипс отдал в распоряжение Хоакина и дал добро полной импровизации актера.
Рассказчиком является сам Артур Флек. Он, несомненно, психически нездоров. Поэтому правдивость и объективность истории под большим вопросом, ведь Артур Флек — ненадежный рассказчик. В фильме нет ни одной сцены без его участия, его действия сопровождаются закадровой музыкой. Откуда она звучит? Ответ прост — в голове Артура. Герой живет с недееспособной матерью, которая не способна отличить реальность происходящего от своих воспоминаний. Прообраз отца для него — ведущий популярного телешоу, которого играет Роберт Де Ниро. И Де Ниро не случайно взяли на эту роль, у фильма много отсылок к ленте «Таксист» 1976 г., где актер сыграл главную роль.
Когда Артур узнает из письма матери, кто его настоящий отец, в фильме наступает переломный момент. Неслучайно им оказывается отец Брюса Уэйна. После встречи с ним герой остается отвергнутым и непризнанным, выясняется, что все это лишь фикция, ведь мать Артура тоже страдала психическими расстройствами. Но процесс трансформации Артура Флека в Джокера уже запущен и его не остановить.
Мы привыкли к вечному противостоянию между Джокером и Бэтменом. Но в фильме будущий Бэтмен еще не догадывается о своем предназначении, он пока юный мальчик Брюс Уэйн, сын богатых влиятельных родителей, который окружен безусловной любовью и заботой. Артур же, всю жизнь пытался снискать признание, любовь. Именно поэтому он хотел выступать на сцене, стать знаменитым комиком. Его посыл вполне понятен: если над твоими шутками смеются — значит, тебя любят, ты нужный. Свои шутки Флек записывал в тетрадь. С ней он идет и к психиатру, и на телешоу.
Если вы, дорогой читатель, пересмотрите фильм еще раз, вы сможете заметить знаки и повторяющиеся визуальные рифмы, которые оставил зрителю режиссер. Фильм — не спонтанный порыв творчества, в нем все продумано до мелочей: кадр, в котором присутствует главный герой, все время ограничен рамками, будь то узкий коридор, больничная койка матери, огороженная шторками, закрывающиеся двери лифта, надписи и тени на стенах. Лестница в фильме также играет ключевую роль: в начале фильма Артур с трудом по ней поднимается, а в конце спускается пританцовывающей походкой, свободный и счастливый.
Артур Флек говорит о себе, что он хороший парень, при этом не замечая эгоизма своих поступков. Но стоит задуматься, а во благо ли действует Бэтмен? К этому вопросу зрителя подводит финал картины. Кадр, на котором маленький Брюс Уэйн стоит в переулке над мертвыми телами своих родителей, перекликается с кадром, на котором Артур Флек лежит среди кучи мусорных мешков и отходов. Режиссер сравнивает персонажей на протяжении всего фильма и этим говорит зрителям: не такие уж они и разные. Все дальнейшие действия Бэтмена направлены на борьбу с преступностью. Но оставленная глубокая психологическая травма детства не может не сказаться на психике Брюса Уэйна. Нужен ли городу, в котором процветает преступность, герой, решающий проблемы с помощью насилия? Насилие порождает еще большее насилие.
Есть, над чем задуматься. Очень глубоко задуматься. Фильм не дал все ответы зрителю, оставив больше вопросов. Но, без сомнения, «Джокер» — это не просто очередной фильм про героя комиксов, клоуна, гениального преступника, это — Нечто Большее.
Сообщение «Джокер» с Хоакином Фениксом. Что хотел сказать зрителю режиссёр появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .