Кто-то вынужден сокращать персонал, а кто-то идет на крайние меры, претерпевая финансовый крах, и закрывает свое производство. Президент и региональные власти обещали оказать меры поддержки, но как обстоят дела на самом деле? Ощущает ли бизнес помощь и кто пострадал больше всего?
Сейчас в Псковской области запрещено работать магазинам и организациям, которые не продают товары первой необходимости. Простаивают стоматологии, бассейны, спортзалы, турагентства и многие другие. Больше всего по понятным причинам пандемия ударила по туризму. С закрытием границ многие фирмы в Пскове и области вынуждены были закрыться навсегда, уволить персонал или отправить его в неоплачиваемый отпуск. Представители многих туристических организаций в один голос заявляли, что существующая ситуация с пандемией – начало конца отрасли. Закрыты не только границы между странами, но также введены региональные ограничения на передвижение между муниципалитетами.
Пока реальной поддержки в денежном отношении от государства этой сфере нет. Остается только ждать, когда пандемия отступит, и откроют границы.
Пострадали все отрасли бизнеса. Какие-то в большей мере, какие-то в меньшей. Некоторые предприимчивые бизнесмены Псковской области стали продавать товары первой необходимости, чего раньше не делали. Например, такой опыт практикуют книжные магазины и даже пивные бары и «наливайки», где появились туалетная бумага, гигиенические салфетки и даже гречка. А в некоторых магазинах стали продавать гигиенические маски.
«Я не приветствую такие методы сохранения бизнеса. Всегда можно найти уловки и пробелы в законодательных актах, которые выходят в оперативном порядке. Всегда можно найти пробел. А штрафовать за то, что торгуешь другими товарами, а профиль у тебя другой, нельзя. Прописано, что при наличии товаров первой необходимости, торговля другими товарами не запрещена. Поэтому предприниматели пользуются этим правом», — выразил свою точку зрения уполномоченный по правам предпринимателей Псковской области Аркадий Мурылев.
Он отметил, что в отличие от крупных городов, в Псковской области все же сохранился либеральный подход к работе тех или иных отраслей. Например, разрешено работать салонам красоты и парикмахерским при соблюдении всех санитарно-эпидемиологических норм. Могут работать и кафе с ресторанами, правда, только на вынос или доставку. Несмотря на это, они теряют большую часть дохода, потому что число клиентов сократилось в десятки раз.
Много звонков, по словам Аркадия Мурылева, поступает от тех отраслей, которые оказались за барьером ограничительных мер. Официальный сайт губернатора области буквально пестрит просьбами индивидуальных предпринимателей помочь хоть чем-то или разрешить работать, чтобы выжить и прокормить семью.
Например, жительница Великих Лук Алла Шмелева, хозяйка магазины одежды, совершенно растеряна сложившейся ситуацией.
«На данный момент я не имею права осуществлять торговую деятельность. Это является моим единственным источником дохода. На какие деньги мне элементарно покупать продукты и лекарства, если я лишена дохода? Думаю , что выражу мнение многих предпринимателей , оказавшихся в такой же ситуации, что дальнейшая приостановка деятельности ИП приведёт к росту безработицы и уменьшению налоговых взносов в бюджет Псковской области», — считает предпринимательница.
В ответ на ее просьбу включить одежду в перечень товаров первой необходимости для возможности возобновить торговлю, ответили отказом и предложили осуществлять продажу дистанционно, с доставкой на дом.
Понятно, что при таком способе продажи выручка снизится в разы и вряд ли покроет расходы на аренду помещения, которую, как выяснилось, многие бизнесмены платят в полном размере.
«Выпали» из трудового поля и те, кто работал на рынке.
Псковичка Ирина Игве, у которой была своя палатка на центральном рынке, осталась без работы. Теперь она не понимает, на что жить и где взять деньги на покупку продуктов, оплаты коммунальных услуг и налогов.
«Почему для данной категории граждан не предусматриваются никакие меры поддержки? Или эта категория граждан не причислена к тем, кто пострадал от короновируса? Они не относятся к тем, чьи доходы упали более, чем на 30%? Люди потеряли почти 100% дохода!» — не скрывает она негодование.
Предпринимательница считает, что это издевательство над людьми, которых оставили без средств к существованию. По ее мнению, пострадавших гражданам должны выплачивать хотя бы пособие по безработице.
И действительно, малый бизнес пока не получает тех мер поддержки, которые помогли бы держаться на плаву и хотя бы позволить сводить концы с концами.
И таких сообщений – десятки. Люди в отчаянии. Те, кто годами жил за счет своего небольшого бизнеса, теперь потеряли все.
В Псковской области приняли ряд мер для поддержки бизнеса. Например, послабления в арендной плате, получение отсрочки, рассрочки по уплате налогов, снижение ставки по упрощенной системе налогообложения. Также законом Псковской области уменьшен на 90% потенциально возможный годовой доход для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по видам предпринимательской деятельности, которые относятся к отраслям экономики, оказавшимся в зоне риска. Но это далеко не для всех организация, а только тех, что указаны в перечне из группы риска – туризм, общепит, организации из сферы культура, спорта, досуга, дополнительного образования, гостиничный бизнес и сфера бытовых услуг.
Понятно, что этот пакет мер – просто капля в море, и совершенно не спасет бизнес от краха.
«Пока ничего не реализовано с точки зрения фактического доступа к бизнесу к льготам. Бизнес устал тратить деньги на персонал, который должен быть сохранен. Работают только беспроцентные кредиты, которых хватает лишь на минимальную выплату зарплаты», — считает президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов.
Он подчеркнул, что многим руководителям компаний придется увольнять персонал, потому что их средств не хватит на покрытие расходов. Банки предлагают давать деньги в виде МРОТ на полгода под нулевую ставку, но это не выход, потому что такая меры только заставит бизнес влезть в долговую яму. Рано или поздно предпринимателям придется возвращать кредит банку, но денег будет взять неоткуда.
«Зачем тогда ему брать кредиты? Будет честнее начать разговоры с персоналом о сокращении либо закрытии бизнеса», — считает Владимир Зубов и приводит в пример Германию, где в аналогичной ситуации 75% зарплаты оплачивается правительством.
Кроме того, сами банки дают кредиты неохотно. Об этом даже говорит губернатор Псковской области Михаил Ведерников. По его словам, сейчас в коммерческих банках «зависла» около 200 заявок на предоставление беспроцентного кредита, а муниципальные власти из нескольких десятков заявок на снижение арендной платы одобрили только 3.
На сегодняшний день Фонд гарантий предпринимательства принимает заявки на реструктуризации кредитов. Уже одобрены заявки на более чем 50 млн руб. Кроме того, ожидают поступление денег на поддержку от Минэкономразвития.
29 апреля городские депутаты приняли ряд мер, направленных на улучшение экономического положения бизнеса. Наиболее пострадавшим от коронавируса сферам — туризм, общепит, гостиницы, бытовые услуги, организации культуры и досуга — уменьшат налог. Предприниматели будут платить по льготному коэффициенту. Льгота распространяется с 1 января 2020 года.
Представители бизнес-сообщества прекрасно понимают, что нужны более кардинальные меры. Учитывая, что Псковская область дотационный регион, нетрудно предположить, то пандемия сделает сделает с экономикой области, которая и так на ладан дышит.
Сообщение Нулевой доход: Псковский бизнес терпит убытки из-за пандемии появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .