Особое место в требованиях императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761) занимали платья и головные уборы. Она рано поняла, какое впечатление и влияние на мужчин оказывает ее красота. Поэтому главной заботой для Елизаветы стал ее внешний вид и восхищение окружающих.
Елизавета ревностно относилась к своему стремлению всегда быть первой модницей в стране. Платья редко надевались дважды, более того, менялись несколько раз в день. После пожара в московском дворце в 1753 году сгорели порядка 4 тыс. платьев императрицы. Российские дипломаты занимались в Европе не только прямыми обязанностями, но закупкой наимоднейших вещей предметов гардероба для императорского величества. Вдова русского представителя при французском дворе Ф. Д. Бахтеева писала в письме императрице, что ее муж разорился на приобретении шелковых чулок и оказался должником.
Однажды императрицей велено обрить головы светским дамам Москвы и Санкт-Петербурга. После окрашивания волосы Елизаветы значительно испортились, чтобы не страдать в одиночестве от лишения волос, она решилась на новый указ. Суровые и жесткие требования предъявляла государыня к внешнему виду своих подданных. Императрица тщательно осматривала присутствующих женщин в бальном зале, и наличие изящных платьев и причесок у соперниц изрядно злили Елизавету. Она могла срезать украшение из лент у одной из дам, или остричь локоны у фрейлин. Это означало, что молодые женщины в ее глазах выглядели неотразимо.
Придворные празднества по предписанию императрицы посещались каждый раз в новых нарядах. По слухам того времени, гвардейцы при дворце оставляли на них специальные несмываемые метки или печати. Платья повторно надеть уже было невозможно.
В елизаветинское время роскошь нарядов не обошла стороной и мужчин. Придворные вельможи, угождая императрице, облачались в дорогую и модную одежду, украшенную бриллиантами на пуговицах, шляпах, пряжках, орденах. Чтобы подданные имели возможность нарядиться к очередному торжеству, Елизавета приказывала выдавать жалование на год вперед. Но избежать долгов и неоплаченных счетов многим так и не удавалось.
Трудно Елизавете было смирится с потерей молодости и увяданием красоты. И в год своего пятидесятилетия она становится более страстной и прихотливой по отношению к нарядам и украшениям. Проведя несколько часов в уборной, раздражаясь на отражение в зеркале, Елизавета часто приказывала отменить театральные представления или ужин, а после закрывалась у себя и не желала никого видеть. Зависть к молодости окружающих ее дам испортили и так непростой и скрытный нрав императрицы. Елизавета любила исключительно себя.
После смерти Елизаветы Петровны в ее гардеробе обнаружены 15 тыс. платьев, 2 сундука чулок и прочих предметов до нескольких тысяч.
Сообщение Диктатура моды императрицы Елизаветы Петровны появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .