Быть производителем редких, эксклюзивных автомобилей — это и дар, и проклятье. С одной стороны, можно просить за свои машины баснословные суммы — из-за дороговизны разработки, обилия ручного труда, необычных материалов. С другой — если заиграться с собственной исключительностью, есть все шансы сгинуть в небытие. Что не так давно и случилось с компанией Bristol. Поэтому даже люксовым маркам порой приходится понижать планку эксклюзивности и становиться более «народными». Однако если подобрать правильный ключик, масштабировать выпуск автомобилей можно и не снижая цен. Оценим, какой путь проделали восемь благородных марок за без малого 20 лет, что прошли с начала XXI века. Aston Martin В 2000 году компания Aston Martin находилась под крылом Ford Motor Company и готовилась отправить на пенсию модель Vantage, которая, как герой фильма «Москва слезам не верит», могла называться по-разному: и Virage, и V8 Coupe, и V8 Volante, и Virage Volante. Поскольку до дебюта Vanquish оставался еще целый год, единственным стабильным генератором продаж была модель DB7. Поэтому 2000 год британская компания закончила очень скромно — лишь 1029 проданных машин. За 20 лет Aston Martin стал независимым автопроизводителем, выпустил как очень успешные (DB9), так и провальные (Cygnet) модели, завязал партнерские отношения с Daimler. Сейчас главные модели в портфолио британцев — спорткар Vantage и гран-туризмо DB11 , купе и карбриолет. Также можно заказать экзотические Rapid AMR и DBS Superleggera . Кроме того, компания вскоре приступит к сборке товарных кроссоверов DBX , а также готовит среднемоторные суперкары Valkyrie, Valhalla и Vanquish. Помимо этого запланировано возвращение заводской команды Aston Martin в Формулу 1, которое должно состояться в 2021 году. Окажется ли 2020-й сверхрезультативным для Aston Martin — вопрос спорный: с одной стороны, летом должны начаться продажи кроссовера DBX, с другой — из-за пандемии коронавируса акции Aston Martin уже рухнули на 60 процентов по сравнению с 2019-м. В 2019 году Aston Martin продал 4269 машин — в четыре раза больше, чем в двухтысячном. Что покажет 2020-й? Bentley У Bentley прогресс более впечатляющий. В 2000 году британцы продали лишь 1469 автомобилей — тогда модельный ряд марки состоял сплошь из наследия роллс-ройсовского периода: Arnage, Azure, устаревшие Continental… Это было затишье перед бурей. Ведь в 1998 году компания Bentley перешла под управление Volkswagen AG, и уже под крылом немцев на свет появились Continental GT, Flying Spur и Mulsanne, и даже огромное экзотическое купе старй школы Brooklands. Уже к 2004 году продажи марки увеличились в пять раз, а по итогам 2019 года составили 10 006 машин (рост почти 750 процентов по сравнению с 2000 годом). Любопытно, что главным локомотивом продаж по итогам прошлого года стал не кроссовер Bentayga , а новый Continental GT — так что, возможно, в Aston Martin делают ставку не на ту машину. Либо же клиенты Bentley ждут кроссовер с более выраженной индивидуальностью. Ferrari Нынешние результаты продаж Ferrari показывают, что формула «выигрывай в воскресенье — продавай в понедельник» утратила свою актуальность. Ведь команда Ferrari не выигрывала ни в одном из зачетов Формулы 1 вот уже 10 лет, а спрос на «гарцующих жеребцов» только растет. 20 лет назад, когда Ferrari предлагала 550-е Maranello и Barchetta, одну из последних «слепышек» 456М и дерзкую 360 Modena, фирме удалось продать лишь 4070 машин. В 2019 году продажи достигли 10 131 машины (+249%), а в ближайшем будущем обещают стать еще больше благодаря первому кроссоверу марки, который получит имя Purosangue. Некоторые автомобильные журналисты — в их числе ведущий Top Gear Крис Харрис — опасаются, что появление кроссовера в модельном ряду Ferrari может иметь негативные последствия, так как появление «мейнстримной», нетипичной модели может привести к обесцениванию эксклюзивности Ferrari. И, соответственно, падению спроса на чистопородные спорт- и суперкары. Но такие разговоры мы слышали, когда на рынок выводили Porsche Cayenne. И не можем сказать, что 911-е с тех пор стали дешевле, медленнее или растеряли хоть часть популярности. Jaguar А вот с Jaguar ситуация крайне любопытная. В начале XXI века британская компания принадлежала Ford Motor Company и выпускала стилизованные под ретро модели S-Type и XJ, а также купе XK. Их можно встретить во многих американских фильмах и музыкальных клипах того времени — один клип Стинга Desert Rose чего стоит. Короче, в 2000 году Jaguar отлично чувствовал себя в США — 43 728 проданных машин! А вот в Европе ситуация была не настолько радужной — всего 31 051 проданный экземпляр. Но прошли годы, стараниями корпорации Tata марка Jaguar породнилась с Land Rover — и ситуация поменялась в корне. Сейчас, когда модельный ряд компании преисполнен кроссоверами (в том числе одним электрическим ), а заигрывания с ретро-тематикой не такие явные, автомобили Jaguar отменно продаются в Европе. В 2019 году Старый Свет купил 76 839 «Джагов». В США статистика обратная — лишь 34 995 проданных экземпляров. Похоже, Америка ждет новое поколение XJ. Lamborghini В 1998 году фирма Lamborghini вошла в семью Volkswagen, а ее непосредственным опекуном стала компания Audi. На тот момент модельный ряд Lamborghini был скуден как никогда: единственным автомобилем, который числился в обойме марки, был уже немолодой Diablo. Поскольку 2000 год стал последним в «дофольксвагеновской» модельной эпохе (в 2001 году в продажу поступил новехонький Murcielago), то и результаты по его итогам были удручающими. В 2000 году итальянцы продали лишь 296 машин. Сейчас в модельном ряду Lamborghini есть купе и родстеры на большие и очень большие кошельки, эксклюзивные суперкары, а также новый кроссовер , который стал настоящим хитом. Поэтому 2019 год фирма закончила с рекордным результатом — 8205 проданных автомобилей. То есть рост по сравнению с 2000 годом составил 2772 процента. И маркетологи компании уверены, что это не предел. На подходе у Lamborghini еще более быстрые версии кроссовера Urus, сугубо трековый суперкар с атмосферным 830-сильным двигателем, а также преемник модели Aventador , который получит гибридную силовую установку. Maserati Для Maserati, как и для Lamborghini, 1998 год стал судьбоносным. После того, как в 1993 году марка с трезубцем перешла под управление Fiat, Maserati представила первую полностью новую модель — 3200 GT. И это был лишь первый шаг к былому величию: позднее появился суперкар MC12, который не знал себе равных в классе GT1, а также элегантный седан Quattroporte пятого поколения. Но все они появились позднее. А 2000 год компания Maserati закончила с результатом в 1970 проданных автомобилей. Несмотря на то, что нынешний модельный ряд Maserati порядком устарел, а кроссовер Levante не пользуется ожидаемым спросом, дела у итальянской фирмы идут лучше, чем в 2000 году. Согласно ежегодному отчету концерна Fiat-Chrysler, в 2019 году Maserati продала 19 тысяч автомобилей. Если пандемия в ближайшее время закончится, у Maserati есть шансы как минимум повторить этот результат: в ближайшие месяцы модельный ряд компании пополнится гран-туризмо Alfieri, спорткаром MC20, а также обновленным седаном Quattroporte. Porsche Хотя фанаты Porsche не особо любят модель 911 поколения 996, именно она, на пару с Бокстером, начала вытягивать марку из затянувшегося кризиса. А потом появился Cayenne и навсегда изменил правила игры. 2000 год немецкая фирма закончила с результатом в 48 797 проданных автомобилей. Учитывая, что в то время у Porsche не было ни Panamera, ни кроссоверов — результат отличный. Не секрет, что среди всех премиум-марок высшего эшелона именно Porsche добились наибольших успехов. Хотя в нынешнем модельном ряду компании нет откровенно бюджетных моделей, вроде 914 или 924, это не мешает ей из года в год демонстрировать рост продаж. Так, в 2019 году штутгартцы продали 280 800 автомобилей, а это почти в шесть раз больше, чем в 2000 году. Покупателям понравился новый 911, да и электрокар Taycan продается замечательно — несмотря на кусачую цену. Rolls-Royce Как можно заметить, миллениум изменил жизнь многих компаний. И изменил к лучшему. Не стала исключением и марка, которую уже больше ста лет оберегает «Дух Экстаза». В 1998 году права на компанию Rolls-Royce приобрели немцы из BMW, однако, ввиду юридических тонкостей, право на выпуск новых моделей баварцы получили лишь в 2003 году. Поэтому до того периода Rolls-Royce мог выпускать лишь машины, созданные еще в союзе с Bentley — например, Silver Seraph. Кроме того, главная люксовая марка мира осталась без собственного завода. По итогам 2000 года Rolls Royce продал менее тысячи автомобилей. Начиная с 2003 года, когда дебютировал новый Phantom, продажи Rolls-Royce постепенно росли пропорционально числу моделей. 2019 год Rolls-Royce закончил с результатом в 5152 проданных автомобиля — на четверть больше, чем в 2018-м, спасибо внедорожнику Cullinan . Заметим однако, что рост числа проданных машин никогда не был целью Rolls-Royce. Вместо этого мы наблюдаем иную картину: 98% автомобилей из Гудвуда имет индивидуализацию про программе Bespoke. И цены этих автомобилей не знает никто, кроме их заказчиков. /m