Радоница (Родоница, Радуница) Исторические корни
На 9й день после Пасхи в церковном календаре существует такой праздник, как Радоница, день общецерковного поминовения усопших. И считается, что название празднику дало слово «радость», символизируя надежду на всеобщее воскресение и встречу с близкими в лучшем из миров.
Но у этого праздника более глубокие корни, его название происходит от имени древнейшего божества славян – Рода и его спутниц, Рожаниц, вещих дев. Род – покровитель плодородия (недаром, в словах «приРода, «плодоРодие», «уРожай» один корень – «род»), предок богов, творец жизни. Именно он отделил царство Нави от Яви. Рожаницы – хранительницы душ умерших людей, но они же и посылали в царство Яви души детей. Вслед за Родом почитали и духов-покровителей, предков, щуров – дедов.
Славянская Родоница – 40й день после весеннего равноденствия. Обратите внимание, на эти даты 9й день, 40-й – ведь именно на сороковины считается, что покойник окончательно ушел из царства живых. Вот они, окончательные проводы Смерти – Зимы, мертвого сна земли – страшной Марены (Мары), владчицы Нави. Именно весной, живые старались задобрить предков, потому что считали, что ушедшие в землю пращуры, и могут влиять на будущий урожай и плодородие.
Как славяне готовились к Радонице
Накануне праздника женщины хватались за метлы… И вовсе не для того, чтобы полететь на них на Лысую гору. Весело, с шутками-прибаутками, они звонкими песнями и смехом выметали со двора и горницы Марену Смерть и ее свиту: зимние ветры, несущие хворь, голод, холод и тьму. К ночи в очаге разводили новый огонь. Омывая дом родниковой водой, в хате прибирались, как после покойника. Благодарили домового-хозяина, хранителя рода, в темном углу оставляли для него сладости. Поминали предков днем, накануне, на кладбище радостно пели «Прилетайте Милые Деды», не плакали о них. Умерших звали порадоваться Весне, здоровому потомству, ладом в семье, «угощали» их блинами, овсяным киселем, пшенной кашей и яйцами-писанками. Бог Род появился из вселенского яйца, поэтому в жертву ему несли яйца и куличи.
Между Явью и Навью
Праздновать начинали при свете дня. И как тут без горы, не иноземной Лысой, куда каждая честная ведьма в ночь на святую Вальбургу спешит на шабаш. У нас своя горка – Красная, с которой катают красные (красивые) яйца – побеждает тот, чья яйцо дальше укатится и не разобьется. А красавицы уже подметают место для костра, прогоняя всякую нечисть.
В полночь после Радоницы, проводив Мару-Смерть, чествуют богиню Живу, Живицу, Ярилицу, юную, веселую богиню Жизни, Весны и раннего Лета, дочь богини любви Лады – защитницы рода. Парни и девицы, прыгают через костры, словно через огненную реку Смородину, что отделяет Явь от Нави. Так Ночь Костров начинает Живин день.
Так перемешались языческие традиции и православная Радоница. Все также на «пасху мертвых» или в Навский четверг, посещали кладбища, приводили в порядок могилы, оставляя там снедь и пасхальные яйца.
В этот день была запрещена домашняя работа, ссоры и ругань.
Сообщение Радоница. Весенний праздник жизни: славянские суеверия появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .