Золотой век голландской живописи. В Нидерландах работали сотни художников в стиле, отличающемся от остальной Европы. Самым необычным голландским явлением в искусстве стал групповой портрет. Это портрет, на котором изображено не менее трех персонажей, связанных единым действием или сценой.
Заказчики — профессиональные сообщества. Участники таких сообществ хотели сохранить память о себе. Картина получалась большой. Групповые портреты создавались с целью украшения учреждений: благотворительных (сиротских приютов, богаделен, госпиталей, работных домов), различных профессиональных сообществ. Герои скидывались на картину. От величины такого участия зависело, поставят тебя на первый план или во второй ряд. Поэтому детально написанными обычно оказывались знатные и богатые. На групповых мужских портретах – элементы одежды, символизирующей принадлежность к цеху и сословию, – мужчины демонстрируют силу, богатство, воинскую доблесть, готовность завоевывать, убивать. Такие картины наполнены фаллическими символами – флагами, пиками, пистолетами.
В 1588 году живописцем Корнелисом Кетелем была создана картина для дома общества стрелков из лука — «Рота капитана Дирка Якобса Розенкранца и лейтенанта Паува». На ней изображена корпорация стрелков — группа фигур в натуральную величину.
Этот групповой портрет был создан по заказу самих ополченцев — проект коммерческий, что не умаляет его достоинств. Портрет написан традиционно для малых голландцев в темных, спокойных тонах На всех тринадцати ополченцах парадная одежда с белыми воротничками, что говорит о торжественности момента. Мы видим,что все фигуры написаны детально, следовательно, вклад каждого в стоимость картины был примерно одинаков. Две центральные фигуры обращены к зрителям, что позволяет сделать вывод об особенном положении этих людей в общественной организации. Одежда мужчины, с лентой через плечо, отличается роскошью и аксессуарами, шпага, копьё символизируют власть и могущество, поэтому можно сделать вывод, что это и есть капитан Розенкранц. Это подтверждает его зрелый возраст и властный взгляд. На картине изображены две собаки. Одна из них — белая собачонка, символизирующая преданность ополченцев своему делу; другая, бойцовой породы, — символ мужества и отваги героев картины.
До нашего времени сохранилось около 125 групповых портретов, исполненных голландскими живописцами в середине XVI и XVII веке. Такой вид портретной живописи был почетен в художественной среде того времени и весьма выгоден. Групповые портреты написаны мастерски и принадлежат к лучшим образцам художественного искусства. Меня всегда восхищает тщательность в деталях — живой взгляд, волосы, костюм, не говоря уже о мелких деталях — складки жабо, пуговицы, — ко всему хочется прикоснуться.
Сообщение Уникальное явление в европейской живописи появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .