С уверенностью можно сказать, что кот является одним из самых часто встречающихся, ярких и при этом неоднозначных персонажей. Проанализировав несколько сотен вариантов колыбельных песен, в них можно выделить 4 постоянных образа кота.
1. «Кот – успокоитель»
Его приглашают, чтобы он «покачал» ребенка: «Приди, котик, ночевать, мою детку покачать», «Серые коты, принесите дремоты».
2. «Кот появляется из другого мира»
Так, «серые коты» пересекают границу «заморья», откуда приносят сны, либо кот приносит поясок из леса, на котором укачивают младенца в колыбели. Можно заметить, что здесь образ кота наделен мистическим смыслом.
3. «Семейный кот»
Герой колыбельных, в которых он — кормилец ребенка, выполняет действия человека: ходит на рыбалку, колет дрова.
4. «Кот – нарушитель сна»
Например:«Эх, ты, котик, не ходи, у нас Глашу не буди».
Но это деление основано лишь на описании действий кота в самих песнях. Если попытаться рассматривать их со стороны создателя текста, привлекая данные обрядов, и восстанавливая возможный первоначальный смысл, то можно обнаружить новые функции животного.
Существуют колыбельные, где кота бьют или он калечится сам: «Упал котик со ворот, разбил сердце и живот». Такие тексты напрямую связаны с заговорами, например: «У кошки боли, у собаки боли, у Коленьки не боли». Так болезнь в сознании древнего человека должна была перенестись с ребенка на животное.
Мать, напевающая текст: «А ударили кота по середке живота, а сломали у кота два серебряных ребра», старается предотвратить несчастное событие с её ребенком, защитить его, в этом случае можно сказать, что текст колыбельной является текстом магическим, а не просто успокоительным.
В подтверждение приведем мнение В.П. Аникина, указывающего на то, что колыбельные с котом находятся в ряду тех, которые имели явный заклинательный характер, но, эволюционируя, утратили его.
Так или иначе, колыбельные с котом несут не просто художественный смысл. Они тесно связаны с древними поверьями, которые не все дошли до настоящего времени. В.П. Аникин предположил, что кот – один из самых старых колыбельных образов, в подтверждение приведя обычай класть кота рядом с ребенком спать. Этот обычай призван для отпугивания духов бессонницы и других вредоносных сил котом.
В итоге можно сказать, что кот — безусловный авторитет по успокоению и качанию детей, по переходу их из стадии бодрствования в сон — он их проводник и охранитель. Эта охранная функция проявляется не только в том, что в колыбельных кота просят охранять сон младенца, но и в том, что он «принимает» на себя болезни и горести, защищая и оберегая тем самым ребенка.
Сообщение Коты и русские колыбельные песни появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .