Британский поэт, философ Фредерик Майерс писал, что экстаз является весьма распространённым религиозным проявлением. О нём упоминается практически во всех религиях.
Экстаз – термин древнегреческой философии, связанный с религиозными мистериями. Описание этого состояния мы можем найти еще в античной литературе.
Упоминание о религиозном экстазе мы встречаем и в русской классической литературе: У В.Г.Короленко в «Истории моего современника»: «С этих пор религиозные экстазы сплывали с души, и религиозные вопросы постепенно уступали место другим.»
У Д.Н.Мамина-Сибиряка в повести «Любовь куклы»: «Эта детски-чистая душа воспринимала впечатления природы с каким-то религиозным экстазом и видела везде Бога, везде чудо и везде несказанное словом поучение.»
У А.И.Куприна в «Яме»: «А ведь он по-настоящему набожен и, я уверен, пойдет когда-нибудь в монахи и будет великим постником и молитвенником, и, черт его знает, каким уродливым образом переплетется в его душе настоящий религиозный экстаз с богохульством, с кощунством, с какой-нибудь отвратительной страстью, с садизмом или еще с чем-нибудь вроде этого?»
В XVII веке тема религиозного экстаза — проявления высшей любви к богу — стала популярной в изобразительном искусстве.
Микела́нджело Меризи да Карава́джо любил писать сильные эмоции, особенно связанные с религиозными темами.
На этой картине ангел поддерживает святого Франциска. Святой лишается чувств из-за любви к богу, приближаясь к небесному миру. Лицо поднято вверх, глаза закрыты — это характерно для изображения религиозного экстаза.
По одной из легенд, Мария Магдалина после смерти Христа стала отшельницей и поселилась в пещере, где ангелы семь раз в день поднимали её на небеса и она слышала их пение. Героиня сидит, сложив руки и прикрыв глаза. У неё такое же выражение лица, как и у Святого Франциска. Вместо святой кающейся отшельницы мы видим живую страдающую женщину, охваченную сильными и глубокими чувствами, погруженную в мистический экстаз.
Творчество Караваджо шокировало современников нетрадиционной иконографией, его критиковали за приземлённость, за то, что персонажи больше похожи на обыкновенных людей, чем на святых.
Умирающая Людовика Альбертони (почитается в Риме как блаженная) возлежит на ложе, укутанная в одежды. Она в состоянии религиозного экстаза, ожидает нисхождения Святого Духа. Религиозное искусство Бернини сделало церковь, которой он служил, органичной, живой и чувственной.
Искусство стремится передать зрителю замысел и переживания художника. Мерой, определяющей настоящее искусство, является степень силы эмоционального переживания, которое оно способно вызвать у зрителя. Желаю вам сильных эмоций!
Сообщение «Религиозный экстаз» в произведениях искусства появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM News .