Архитектура Захи Хадид очень хорошо резонирует с её судьбой. Путь к делу своей жизни она прошла из отправной точки в Багдаде, места не самого благополучного и свободного. Если представить себе типичного архитектора, то вряд ли на ум придёт именно молодая девушка родом из Ирака. Однако, устоявшиеся в профессии архитектора гендерные стереотипы не помешали Захе Хадид стать звездой мирового масштаба. В 2004 году она стала первой женщиной-архитектором, удостоенной Притцкеровской премии.
Проекты руки Хадид также отличаются чётким стремлением разрушить привычные представления об архитектуре, её форме и исполнении. Они будто вырываются из привычных рамок и создают будущее здесь и сейчас. Вдохновение для своих первых работ архитектор искала в творчестве Казимира Малевича, признанного “бунтаря” во всём, что касается формы. В первых проектах Хадид линии по-прежнему оставались прямыми. Явная склонность в постмодернистскому стилю выражалась в другом. Архитектурная форма создавалась под самыми необычными углами, острыми до того, что никакой функцией просто и быть не могли обусловлены.
Эволюция Хадид и её архитектурных проектов прослеживается достаточно чётко. Первые университетские работы имели кубические очертания и откровенно тяготели к Малевичу. После почти полутора десятилетий наработок без реального воплощения, разработанные ею постройки имели всё так же резкие очертания, но уже более компромиссные, нежели раньше.
Будучи одним из пионеров деконструктивизма, Заха Хадид со временем, от острых и вызывающих форм пришла к более плавному и органичному дизайну, вдохновлённому природой в большей степени, чем человеком. Большое влияние на её работы также оказала и близость арабской эстетики, в которой на уровне культурного кода заложено подражание природе и гибкость форм.
Заха Хадид умерла в 2016 году, на пике своей творческой популярности и востребованности. Она лично и её архитектурное бюро занимались разработкой стадиона для Олимпийских игр в Токио и Чемпионата мира по футболу в Катаре, мега-аэропорта Дасин в Пекине и десятками других, не менее значимых проектов по всему миру.
Давая интервью, Хадид часто говорила, что работа архитектора заключается в предвидении будущего на 10-20 лет вперёд. Оглядываясь на работы Хадид, можно с уверенностью сказать, что ей это удалось.
Сообщение Полёт формы: архитектурная поэзия Захи Хадид появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.