Архитектура Захи Хадид очень хорошо резонирует с её судьбой. Путь к делу своей жизни она прошла из отправной точки в Багдаде, места не самого благополучного и свободного. Если представить себе типичного архитектора, то вряд ли на ум придёт именно молодая девушка родом из Ирака. Однако, устоявшиеся в профессии архитектора гендерные стереотипы не помешали Захе Хадид стать звездой мирового масштаба. В 2004 году она стала первой женщиной-архитектором, удостоенной Притцкеровской премии.
Иснтитут Ислам Фареса, Бейрут. Источник: https://www.huftonandcrow.com
Проекты руки Хадид также отличаются чётким стремлением разрушить привычные представления об архитектуре, её форме и исполнении. Они будто вырываются из привычных рамок и создают будущее здесь и сейчас. Вдохновение для своих первых работ архитектор искала в творчестве Казимира Малевича, признанного “бунтаря” во всём, что касается формы. В первых проектах Хадид линии по-прежнему оставались прямыми. Явная склонность в постмодернистскому стилю выражалась в другом. Архитектурная форма создавалась под самыми необычными углами, острыми до того, что никакой функцией просто и быть не могли обусловлены.
Горный музей Месснера, Италия. Источник: https://www.huftonandcrow.com
Эволюция Хадид и её архитектурных проектов прослеживается достаточно чётко. Первые университетские работы имели кубические очертания и откровенно тяготели к Малевичу. После почти полутора десятилетий наработок без реального воплощения, разработанные ею постройки имели всё так же резкие очертания, но уже более компромиссные, нежели раньше.
Квартал Galaxy SOHO, Пекин. Источник: https://www.huftonandcrow.com
Будучи одним из пионеров деконструктивизма, Заха Хадид со временем, от острых и вызывающих форм пришла к более плавному и органичному дизайну, вдохновлённому природой в большей степени, чем человеком. Большое влияние на её работы также оказала и близость арабской эстетики, в которой на уровне культурного кода заложено подражание природе и гибкость форм.
Культурный центр Эйдара Алиева, Баку. Источник: https://www.huftonandcrow.com
Заха Хадид умерла в 2016 году, на пике своей творческой популярности и востребованности. Она лично и её архитектурное бюро занимались разработкой стадиона для Олимпийских игр в Токио и Чемпионата мира по футболу в Катаре, мега-аэропорта Дасин в Пекине и десятками других, не менее значимых проектов по всему миру.
Давая интервью, Хадид часто говорила, что работа архитектора заключается в предвидении будущего на 10-20 лет вперёд. Оглядываясь на работы Хадид, можно с уверенностью сказать, что ей это удалось.
Сообщение Полёт формы: архитектурная поэзия Захи Хадид появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.
Русские новости Будь в курсе страны
