«Бурятия – это наш общий дом, который объединяет людей разных национальностей, конфессий, взглядов. И сегодня праздник каждого жителя нашей республики. Я верю в счастливое будущее нашей республики, которое мы создаем вместе с вами уже сегодня», — заявил Алексей Цыденов на праздновании 97-й годовщины республики.
Немного истории
До революции 1917 года Бурятии не существовало как административно-территориальной единицы. Были территории у побережья Байкала, населённые монголоязычными племенами и эвенкийскими родами. С установлением границ Российской империи территории нынешней республики относились то к Иркутской губернии, то к Забайкальской области.
После победы большевиков в Восточной Сибири ими было основано буферное государство Дальневосточная республика (ДВР). В её составе 27 апреля 1921 года была создана Бурят-Монгольская автономная область (из Агинского, Баргузинского, Хоринского и Чикойского аймаков) с центром в Чите. Чуть позже, 9 января 1922 года, была образована Монголо-Бурятская автономная область (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки). После упразднения ДВР эти автономные области 30 мая 1923 года объединили в Бурят-Монгольскую АССР со столицей в Верхнеудинске (в 1934 году переименованном в Улан-Удэ). В её состав вошли и значительные территории бывшей Прибайкальской губернии.
Но в 1937 году против руководства БМАССР (состоявшего из её основателей – первых бурятских революционеров) прокатилась волна репрессий по обвинениям в панмонголизме. Были казнены тогдашний глава республики (1-й секретарь Бурят-Монгольского обкома ВКП(б)) Михей Ербанов и бывший глава Бурнацкома Элбек-Доржи Ринчино. Умерли в заключении первый бурятский ученый Агван Доржиев и предшественник Ербанова Матвей Амагаев. Под репрессии попало множество людей «поменьше». БМАССР лишилась западных и восточных территорий, выделенных в Усть-Ордынский и Агинский национальные округа и переданных соответственно Иркутской и Читинской областям. В 1958 году БМАССР переименовали в Бурятскую АССР. Судя по всему, советская власть, создав республику согласно национальной политике Ленина, в какой-то момент испугалась возможности сепаратизма, и приняла «меры предосторожности».
В 1990 году республика была переименована в Бурятскую ССР, а в 1992 году Верховный Совет республики принял закон о её переименовании в Республику Бурятия. Такое название субъект федерации имеет и поныне.
Многонациональная Бурятия
В настоящее время Бурятия представляет интерес как политэтнический регион, где проживают представители 113 национальностей. Согласно переписи 2010 года, в Бурятии насчитывается 972 тысячи человек, и это число растет. Из них русские составляют 630800 человек — 64,91%, буряты 286839 человек – 29,51%. Третье и четвёртое место у татар – 6813 человек (0,7%), и украинцев – 5654 человека (0,58%). Пятое и шестое место занимают другие коренные народы Бурятии, помимо бурят – сойоты (3579 человек – 0,37%) и эвенки (2974 человек, 0,31%). Последние относятся к категории коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. А еще в Бурятии проживают армяне, азебайджанцы, китайцы, корейцы, тувинцы, узбеки, белорусы и другие.
Религиозный микс
Бурятия — довольно-таки самобытный регион. Приехавший в республику турист может познакомиться с бурят-монгольской этностилистикой, и с культурой казаков или староверов-«семейских», и с традициями эвенков. Здесь буддистские дацаны соседствуют с православными и древлеправославными церквями, а несколько лет назад в Улан-Удэ появилась мечеть. Сильны традиции шаманизма: в 2019 году община «Тэнгэри» открыла шаманистский храм. А жители республики считают вполне нормальным посещать церковь, дацаны, ходить к шаману… Очевидно, что в Бурятии мирно уживаются, за исключением редких конфликтов, представители разных конфессий и этносов.
— Географическое положение региона приводило к тому, что с глубокой древности здесь происходило взаимодействие народов обширного ареала, включающего Центральную Азию, Западную и Восточную Сибирь. Регион на протяжении тысячелетий являлся своеобразным этнокультурным перекрёстком, что накладывало психологический отпечаток на характер местных людей. Здесь формировались культуры открытого типа – готовые к различным инновациям, толерантные и склонные к иноэтничным контактам, — считает доктор исторических наук, доцент Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Ольга Бураева.
В плане развития национальных культур ещё остались нерешённые задачи, вроде выхода из повседневного обихода бурятского языка и риск полного исчезновения языка эвенкийского. Языковая ситуация здесь сложилась довольно острая. Согласно Конституции, бурятский является вторым официальным языком в регионе. Но на деле на нем говорит лишь небольшая часть населения республики. Почему так сложилось – вопрос дискуссионный.
«Бурятия – это наш общий дом, который объединяет людей разных национальностей, конфессий, взглядов. И сегодня праздник каждого жителя нашей республики. Я верю в счастливое будущее нашей республики, которое мы создаем вместе с вами уже сегодня», — заявил Алексей Цыденов на праздновании 97-й годовщины республики.
Немного истории
До революции 1917 года Бурятии не существовало как административно-территориальной единицы. Были территории у побережья Байкала, населённые монголоязычными племенами и эвенкийскими родами. С установлением границ Российской империи территории нынешней республики относились то к Иркутской губернии, то к Забайкальской области.
После победы в Восточной Сибири большевиков ими было основано буферное государство Дальневосточная республика (ДВР). В её составе 27 апреля 1921 года была создана Бурят-Монгольская автономная область (из Агинского, Баргузинского, Хоринского и Чикойского аймаков) с центром в Чите. Чуть позже, 9 января 1922 года, была образована Монголо-Бурятская автономная область (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки). После упразднения ДВР эти автономные области 30 мая 1923 года объединили в Бурят-Монгольскую АССР со столицей в Верхнеудинске (в 1934 году переименованном в Улан-Удэ). В её состав вошли и значительные территории бывшей Прибайкальской губернии.
Но в 1937 году против руководства БМАССР (состоявшего из её основателей – первых бурятских революционеров) прокатилась волна репрессий по обвинениям в панмонголизме. Были казнены тогдашний глава республики (1-й секретарь Бурят-Монгольского обкома ВКП(б)) Михей Ербанов и бывший глава Бурнацкома Элбек-Доржи Ринчино. Умерли в заключении первый бурятский ученый Агван Доржиев и предшественник Ербанова Матвей Амагаев. Под репрессии попало множество людей «поменьше». БМАССР лишилась западных и восточных территорий, выделенных в Усть-Ордынский и Агинский национальные округа и переданных соответственно Иркутской и Читинской областям. В 1958 году БМАССР переименовали в Бурятскую АССР. Судя по всему, советская власть, создав республику согласно национальной политике Ленина, в какой-то момент испугалась возможности сепаратизма, и приняла «меры предосторожности».
В 1990 году республика была переименована в Бурятскую ССР, а в 1992 году Верховный Совет республики принял закон о её переименовании в Республику Бурятия. Такое название субъект федерации имеет и поныне.
Многонациональная Бурятия
В настоящее время Бурятия представляет интерес как политэтнический регион, где проживают представители 113 национальностей. Согласно переписи 2010 года, в Бурятии насчитывается 972 тысячи человек, и это число растет. Из них русские составляют 630800 человек — 64,91%, буряты 286839 человек – 29,51%. Третье и четвёртое место у татар – 6813 человек (0,7%), и украинцев – 5654 человека (0,58%). Пятое и шестое место занимают другие коренные народы Бурятии, помимо бурят – сойоты (3579 человек – 0,37%) и эвенки (2974 человек, 0,31%). Последние относятся к категории коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. А еще в Бурятии проживают армяне, азебайджанцы, китайцы, корейцы, тувинцы, узбеки, белорусы и другие.
Религиозный микс
Вообще регион – довольно-таки самобытный. Гость республики здесь может познакомиться с бурят-монгольской этностилистикой, с допетровской культурой староверов-«семейских», казаков, эвенков-оленеводов. Любопытно, но именно здесь буддистские дацаны мирно соседствуют с православными и древлеправославными церквями, а несколько лет назад в Улан-Удэ появилась мечеть. Сильны традиции шаманизма: в 2019 году религиозная община «Тэнгэри» открыла первый шаманистский храм.
— Географическое положение региона приводило к тому, что с глубокой древности здесь происходило взаимодействие народов обширного ареала, включающего Центральную Азию, Западную и Восточную Сибирь. Регион на протяжении тысячелетий являлся своеобразным этнокультурным перекрёстком, что накладывало психологический отпечаток на характер местных людей. Здесь формировались культуры открытого типа – готовые к различным инновациям, толерантные и склонные к иноэтничным контактам, — считает доктор исторических наук, доцент Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Ольга Бураева.
В плане развития национальных культур ещё остались нерешённые задачи, вроде выхода из повседневного обихода бурятского языка и риск полного исчезновения языка эвенкийского. Языковая ситуация здесь сложилась довольно острая. Согласно Конституции, бурятский является вторым официальным языком в регионе. Но на деле на нем говорит лишь небольшая часть населения республики. Почему так сложилось – вопрос дискуссионный.
Возвращаясь к теме юбилея республики. В 2018 году Бурятия пышными мероприятием отмечала своё 95-летие. Через три года будет уже круглая дата, и республике исполнится ровно сто лет. В этом году праздничные мероприятия по известным причинам состоялись в виртуальном формате. На днях в Улан-Удэ открылась экспозиция, посвящённая образованию Бурят-Монгольской АССР, а на сайте Национальной библиотеки республик открылась выставка «Страницы истории Дальневосточной республики».
Сообщение Бурятия отметила свое 97-летие появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.